Российский антивоенный
журнал
Мнения
От Юрия ИВАНОВА
МНЕНИЯ ОТ НАШЕГО ОБОЗРЕВАТЕЛЯ ПО ПОВОДАМ РАЗНЫМ,
НО РЕДКО ПРИЯТНЫМ
PRO ET CONTRA
Давным-давно мне довелось слушать запись 9-й симфонии Бетховена в исполнении оркестра Герберта фон Караяна. Это была живая концертная запись. И сделана не где-нибудь, а в фашистском Берлине в самый разгар Второй мировой. И, помню, поймал себя на том, что слушаю не только музыку, но и покашливания людей в зале. Скрип стульев. Чьи-то приглушенные голоса в перерывах. Это было очень странное чувство.
Я думал: вот кто там сейчас покашливает? Какой-нибудь нацистский офицер, который после этого пойдет убивать? Или просто мирный обыватель, или даже какой-нибудь профессор? Я не знал. Но ощущал живое присутствие людей, слушавших ту же музыку, что теперь, десятилетия спустя, слушал и я. Эти люди тянулись к тому же, что и я. Тянулись к человеческому.
Как ни странно, нечто подобное мне довелось испытать в мемориальном комплексе памяти жертв Холокоста Яд-Вашем в Израиле. Гид рассказывал о жизни еврейского гетто в оккупированной фашистами Варшаве. О том, как обитатели гетто до последнего пытались вести обычную жизнь. И, представьте себе, в гетто даже функционировали бордели! Потому что это тоже, пусть и не возвышенная, но все же какая-никакая часть жизни.
И еще помню: на излете 80-х на каком-то съезде писателей-почвенников гневно цитировали письмо Пастернака, написанное аж в 1946 году, где тот писал, что последние пять лет для него были едва ли не самыми счастливыми в жизни. Цитировали, разумеется, с обличительным пафосом: вот смотрите, шла война, кругом страдания, кровь, а этот, видите ли, счастлив был! А у Пастернака в эти годы просто любовь была крутая. И он был счастлив. Так сложилось.
Все это мне вспоминается сейчас, когда стремление людей вопреки всем кошмарам нашего времени вести обычную жизнь с ее светлыми и неизбежно темными сторонами вызывает возмущение сразу с двух сторон.
Известная медиа-дама, уехавшая в Европу, возмущена тем, что неуехавшие пытаются сохранить то, что медиа-дама презрительно именует «иллюзией нормальности». Как можно ходить в Москве на концерты, спектакли, презентации, когда творится вот такое? — Неужели нельзя в этом не участвовать? — восклицает дама из безопасного и уютного европейского далека.
И в унисон с ней звучит голос взбешенного военкора: наши проливают кровь на Донбассе, а Москва вообще не желает этого знать... Нигде нет Z- символики! Идут спектакли, концерты, презентации, народ гуляет, и никому нет дела…
Ну и, разумеется, итоговый, пусть и завуалированный пафос и дамы, и Z-военкора сводится к тому, что надо бы это безобразие как-то, стало быть, прекратить. Либо забиться по углам и не высовываться. Либо всем построиться и отправиться в зону боевых действий.
И тут и там прослеживается одно желание: отсечь всех от нормальной жизни, ибо нефиг. Как забавно сливается иногда pro et contra…
И то сказать: нормальной жизни во время войны быть не может. Даже если от нее абстрагироваться изо всех сил, или по своему дубовому складу характера не замечать войны, пока не прилетит в собственный огород, все равно никуда не деться от того факта, что она идет. Война текуча, она в любую щелку просочится.
А так хочется сохранить в себе человека и человечность! И как же это надо! А это — самое сложное и, вероятно, в нашей ситуации самое главное. А человечность, она ведь складывается из множества мелочей, привычек, устремлений — как возвышенных, так и не очень.
Но задача сохранения в себе человечности совсем не равна трусливому выстраиванию некой нормальности.
И странно отказывать в человечности тем, кто осмелился во время войны, страшно сказать, сходить в театр.
Как повлияет на ситуацию то, что я ознакомлюсь с новой презентацией? Прослушаю новую песню? Прочитаю новую книгу?
Поймите, если я пошел в театр в Москве, это не значит, что я забыл и простил разбомбленный театр в Мариуполе!
Право слово, будто в России осталось только так называемое Z-искусство…
Я признаюсь: я еще и удовольствие получу — если спектакль хороший и талантливый. И вернусь домой немного приободренный.
Не подумайте, что я отстаиваю рецепт того, что дама назвала «иллюзией нормальности». По мне, так это просто невозможно. И походы в театр никаких иллюзий не создают, скорее, наоборот.
Не все немцы, которые в том зале слушали Бетховена, были нацистами (не говоря уж о Бетховене). Там были разные люди. Они слушали музыку. Кто-то после концерта шел мучить и расстреливать заключенных. Кто-то шел домой к кружке доброго пива и под теплый бок своей фрау. Наверное, таких было большинство.
Но кому-то музыка придавала сил и воли к жизни. И может быть — к сопротивлению.
Мы не знаем, что ждет нас завтра. Может быть, всеобщее одичание. Может быть, ненависть захлестнет и нас.
Все может быть.
Силы человека не беспредельны. Но, пока возможно, хотелось бы оставаться людьми. И в рамках борьбы за человечность мы бы не стали осуждать других за те немногие радости, которые еще доступны.
КОСМИЧЕСКАЯ ОДИССЕЯ 2023
Был бы жив старик Стэнли Кубрик, снявший «Космическую одиссею 2001», он сейчас точно стоял бы в сторонке и курил нервно. Ибо у нас разворачивается своя одиссея. Да еще какая! Уж куда масштабнее кубриковской будет.
Глава Татарстана Рустам Минниханов подписал перспективный 25-летний план развития по включению четырех спутников Юпитера в экономическую зону «Алабуга». И скоро, очень скоро на спутниках Юпитера будут развиваться наши отечественные: агропроизводство, тяжелая промышленность, биотехнологии, да много чего еще. Что вполне логично: раз уж у нас здесь со всем этим производством как-то не слишком задалось, то почему бы нам не попробовать на спутниках Юпитера этим заняться? А ну как там прокатит?
Правда, до спутников этих еще как-то долететь нужно. И сесть на них. А мы и на свою родную Луну пока что умеем садиться разве что со всего маху да вдребезги. Но ничего страшного. Ведь, согласитесь, важен не сам полет, а его финансирование. А на всю эту юпитерскую Алабугу предполагается выделить в общей сложности почти 500 трлн рублей! Сумма поистине космическая. Грех такую не освоить. Потомки нам не простят. И можно не сомневаться: освоим! Даже если никуда не полетим.
В конце концов, лететь-то вовсе и не обязательно. Вот, например, наши многочисленные отечественные конспирологи в один голос со своих диванов авторитетно утверждают, что коварные американцы сроду на Луне не бывали, а все их полеты туда снимал тот же Кубрик в голливудских павильонах. А если так, то чем мы хуже американцев? Нам тоже по силам на родных просторах спутники эти юпитерские организовать. А что, такие традиции у нас имеются, да и опыт колоссальный. Еще со времен светлейшего князя Потемкина, известного строителя деревень своего имени.
Все равно никто эти спутники в глаза не видывал (ну разве что астрономы в свои телескопы, да что нам эти астрономы!)
А уж всяких заброшенных промзон, развалившихся коровников, грандиозных свалок не пойми чего — у нас просто навалом. И чем вам не космический пейзаж?
Прибить на каком-нибудь коровнике табличку с надписью «Ио» или «Европа» и дело с концом.
А впрочем, даже этим можно не заморачиваться. Достаточно просто по телевидению парочку ток-шоу провести, и чтоб там эксперты орали погромче да понесвязнее, слюной брызгали, глаза посвирепее пучили и пострашнее ими вращали. Ну, и из каких-нибудь «Звездных войн» пару картинок показать. Или хоть из того же Кубрика с его одиссеей. Это вообще в копейки встанет.
А выделенные 500 триллионов мы уж найдем куда пристроить. И будут у нас Ио с Европой. Прямо не отходя от кассы.
МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ...
Минкульт отказал в выдаче прокатного удостоверения фильму режиссера Александра Сокурова «Сказка»
Отказ в выдаче прокатного удостоверения датируется 13 октября ввиду «иных определенных федеральными законами случаях». Соответствующее постановление разместила в телеграм-канале журналистка Ксения Собчак.
Накануне стало известно, что Минкульт запретил показ фильма «Сказка» на международном фестивале КАРО.Арт. Режиссер предположил, что следующим шагом будет отказ в выдаче прокатного удостоверения.
«Я Пастернака не читал, но осуждаю», - незабвенная фраза на все времена. Более того, руководство к действию, особенно в наше непростое время, когда мы, поднатужась, всем миром упорно чертим красные линии, а зловредный Запад их одну за другой пересекает, словно и не замечая, окаянный, сколько труда мы в них вложили.
Говорю прямо: я вот тоже «Сказку» Сокурова не смотрел. Но, конечно, осуждаю. Решительно осуждаю. И Сокурова, и его фильм. Ибо таково решение Минкультуры.
И в самом деле, вот зачем нам фильм Сокурова? Да еще, как сказано в аннотации, «историко-фантастический фильм о событиях Второй мировой войны». Уже из этой аннотации ясно, что речь идет об откровенном и наглом переписывании истории. А с таким переписыванием мы, как известно, боремся всем миром. А если что и переписываем, то лишь рукой известнейшего и облеченного высочайшим доверием историка Мединского. Этот уж точно перепишет как надо, рука не дрогнет. Хотя даже у него дрогнула, когда Рамзан Ахматыч на новый учебник истории обиделся.
А Сокуровым всяким такие вещи доверять нельзя, это факт.
Правда, закрадывается предательская мыслишка, от которой даже и с поллитрой не избавиться. Вот какой стоял когда-то праведный вой возмущенной общественности вокруг «Доктора Живаго» Пастернака, которого никто не читал, но все решительно осуждали. А когда, спустя четверть века роман все же опубликовали, то читающая публика в недоумение пришла: а из-за чего кипиш-то был? Что там такого страшного, в этом романе? Чего все так упоенно выли, как собаки на луну?
И почему-то у меня, благонамеренного патриота, «Сказку» Сокурова не смотревшего, но тоже сразу и решительно ее осудившего (см.выше, если что), есть подозрение или даже (господи, спаси и помилуй!) уверенность, что ничего такого в этом фильме нет. Сокуров снимает «кино не для всех». Для довольно узкого круга интеллектуалов, а круг этот в нашей стране стараниями наших возлюбленных власть предержащих становится все уже и уже. Похоже, скоро совсем схлопнется. Ну, туда ему и дорога, а мы, простые люди, «Крымский мост» производства обласканной госбюджетом четы Симоньян посмотрим. Певца божественно сладкоголосого Шамана послушаем (но только не на ночь глядя, а то потом будешь в холодном поту от собственного страшного крика просыпаться). А ежели совсем невмоготу станет, то и на порносайт ближайший можно, помолясь, залезть, исключительно чтоб нервы успокоить.
Вот только все та же предательская мыслишка покоя не дает: в советские годы тоже все, что не соответствовало «линии партии», запрещали. Кого только и что только не запрещали. А чем все кончилось-то?
И нынче смотришь, как движемся мы все по той же колее, к тому же обрыву… И невольно думаешь, а может, лучше разрешить эту «Сказку» сокуровскую? Чтоб хоть снова теми же граблями по тому же лбу потом не получить?
Только вот не разрешат ведь… Готовим лбы под грабли, граждане. Благо, нашим патриотическим лбам не привыкать.
"МОСКВА 2023"
Вот уж воистину бес попутал вашего покорного и богобоязненного слугу полезть на сайт Московской патриархии. Хотелось благодатью с утра пораньше напитаться, дабы хотя бы один день во всяком благочестии и чистоте провести, как оно предписано нашими возлюбленными власть предержащими. Ну и проверить заодно, как там наши сакральные и традиционные ценности, не спер ли их кто ненароком? А то народишко-то наш подлый и вороватый, даром что православный. Стащит, да и пропьет ценности-то наши, глазом моргнуть не успеешь.
Ну, короче залез я, помолясь, на сайт Патриархии.
А там… Вы «Москву 2042» Владимира Войновича читали? Ему, кстати, на минувшей неделе 91 год бы стукнул, да не дожил Владимир Николаевич маленько до дней наших светлых. Может и хорошо, что не дожил.
А то понял бы, что «Москву 2042» зря писал. Там, на сайте Патриархии все за него сами написали.
Вот, зацените, цитирую: «9 сентября 2023 года, в день памяти преподобного Пимена Великого, в храме равноапостольного великого князя Владимира — главном храме Войск национальной гвардии Российской Федерации — в подмосковной Балашихе состоялись молебен и рабочая встреча представителей Церкви, Императорского православного палестинского общества и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
В этот день отмечалась 105-я годовщина со дня образования подразделений военно-политической работы войск национальной гвардии».
Алло, братия и сестры. 105 лет назад аккурат 1918 год случился, ежели кто не понял. И в тот год и был создан институт политруков, комиссаров, главной и наипервейшей задачей которых было искоренять всяческие предрассудки религиозные. Попов на вилы, храмы под конюшни или гаражи, верующих потом в лагеря вагонами, «мы на небо залезем, разгоним всех богов».
И вот по этому радостному случаю церковь наша православная нынче молебен благодарственный забацала. Ох, пардон, братия и сестры, отслужила, конечно, простите великодушно.
Ну а как не отслужить-то? Институту политкомиссаров уже 105 лет, значит, по определению, это уже традиционная ценность. А главное, востребованная! И не возразишь ведь.
А у меня, братия и сестры, скажу я вам, по этому поводу видение было. Хотя вроде и не пил. Но было видение! Такое вот: Господь наш Иисус Христос, услышав глас сего молебна, призывает Войновича-нехристя, автора «Москвы 2042», обнимает его и глаголет так: «Все ты верно написал. Только с датой чуток промахнулся. Не 2042, а 2023».
Ну и уходят они вместе, обнявшись. Не понял я только, плачут они оба или ржут. Или и то и другое сразу. И куда ушли они — сие мне неведомо. То ли в Царство небесное, то ли в заведение питейное, молебен отметить.
Да и нам-то что! У нас нынче все хорошо, молебны вот, политруки, вагоны на север. Ну а что не 2042 год, а 2023, так Господь милостив, Он эту ошибку автору простит.
А нам?
Так что с праздником, братья и сестры!
КРЕСТА НА НАС НЕТ
Не в столь еще давние времена о человеке бессовестном и пакостном говорили: «Креста на нем нет». Что ж, времена меняются, и сегодня в стране нашей богохранимой креста чаще всего нет не только на всяких негодяях, но и на вполне приличных людях. А крест на шее вовсе не является гарантией порядочности. Увы, но вот так.
И казалось бы, общественность наша православная должна бы волноваться по поводу всей этой ситуации, ибо врачевание душ и их спасение и являются главной декларируемой целью и церковных иерархов, и всего православного люда. Но оказалось, что есть дела поважнее. Дела денежные.
Банк России тут решил выпустить новые банкноты и имел неосторожность презентовать их общественности. И церковная часть общественности немедля воспылала праведным гневом. Ибо на банкноте достоинством в 1000 рублей, где изображено храмовое здание Казанского кремля, не обнаружилось креста. И, само собой, тот факт, что сейчас в этом здании расположен вовсе не храм, а музей, и креста нет уже давно, общественность ничуть не смутил. Ну и что с того, что нет креста? А на банкноте пущай будет. Иначе никак нельзя.
И Банк России решил не связываться с общественностью и приостановил выпуск банкноты «для доработки дизайна». Во сколько обойдется эта приостановка и доработка и какими банкнотами она будет оплачиваться (с крестом или без креста) не уточняется. Но требования общественности учтены. Добро и традиционные ценности победили. И градус духовности уж точно теперь повысится. Например, оплачивая в магазине приобретенную поллитру, обладатель заветной банкноты взглянет на нее, задумается о традиционных ценностях, да и купит еще одну поллитру. Пусть даже на нем самом креста как не было так и нет.
ХЭЛЛОУИН СО СВЯТОЙ ВОДОЙ
Ох, братия и сестры, вот ведь проснешься этак утром хмурым, октябрьским, да залезешь, зевая и крестясь, и почесываясь, в ленту новостей и… как и не спал вовсе! Ни минуты. Сразу бодрит лучше всякого душа ледяного, когда читаешь вот этакое:
«Православное движение «Сорок сороков» начало всероссийский правовой рейд по инфернальному мероприятию Хеллоуин».
И уже донесло нижайше движение наше православное прокуратуре государевой, чтоб та не зевала, а все инфернальное, что по пути попадется, сразу хватала бы и не пущала.
И не только эти «Сорок градусов», ой простите, «сороков» возбудились, но и администрации школ в регионах и минобразы многообразные, аки виды в зоопарке, в движение пришли. Потребовали хватать и не пущать.
И сразу дышать легче стало, согласитесь. Потому что ведь продыху не было от бесовщины всякой, в которую нас всех так и норовят вовлечь враги наши, имя которым легион, аки бесам.
Запретить давно пора этот Хэллоуин. Ибо развращает не только нас, но и детей наших! Тыквы эти со свечками, маски всякие бесовские, танцы… Ну разве детям это нужно? Нет, дети-то, они, конечно, радуются, веселятся. Но ведь во грех веселие это, ежели кто не понял и до кого прокуратура еще пока не достучалась. Ибо, чтобы ребенок вырос духовно здоровым, ему нужен не этот Хэллоуин богопротивный, а военно-патриотический лагерь. Чтоб с утра на исповедь к батюшке ребенок сходил, да покаялся смиренно во грехах своих смертных и во всех подробностях батюшке поведал, куда ручонки свои ночью под одеялом совал и что творил ими. И как долго. И сколько раз. А батюшка выслушал бы внимательно, да уточнил бы, а после поделился бы своим опытом — духовным, конечно, — и наставление премудрое дал бы. Как лучше со грехом бороться. А потом сразу на полигон: собрать и разобрать автомат Калашникова за 15 секунд. Ну, и пострелять. Тут уж без ограничений времени и патронов. Чем больше врагов из ЦРУ и Госдепа дитя накосит, тем духовнее и традиционнее будет. И тем слаще и приятнее отчет начальству нашему боголюбимому пойдет.
Оно, конечно, хорошо, чтоб вот так и было. Но дети наши (не все, но многие, увы), невзирая на старания наши праведные, так и норовят на этот Хэллоуин богомерзкий попасть, да еще маски эти и наряды богохульные на себя напялить.
Что ж, и эту болезнь духовную нам, людям богобоязненным и богоскрепным, есть чем исцелять.
Ведь согласитесь, ежели усадить дитя-подростка перед телевизором, да показывать ему несколько часов подряд (давая подзатыльники, чтоб в страхе и отвращении не отворачивался) наши программы новостные, а тем паче программы аналитические, где гурулевы праведные призывают 20% населения страны уничтожить за то, что те посмели не одобрять гаранта нашего лично и деяний его славных, и где призывают Запад зловредный в пепел радиоактивный превратить, ну и все такое…
Вот тогда и сделаем ребенка таким, что от него вся нечисть хэллоуинская сразу в страхе шарахнется. И покажется игрушечкой детской. И дите будет ходить грозно щерясь с автоматом наперевес и креститься исключительно бутылью со святой водой. Не меньше 0,5. А лучше сразу 0,7.
Вот тогда и наступит наш традиционный скрепный Хэллоуин.
Со святой водой и автоматами. А там, глядишь, и запустим, помолясь, что-нибудь ракетное да ядерное. На кого Бог пошлет, уж не обессудьте.
КАК ВЕРНУТЬ НАМ ТРОЙКИ С БУБЕНЦАМИ
Согласитесь, время нынче такое, что очень хочется, говоря словами классика, «вернуть все взад». Чтоб вот только этого всего, что вокруг творится, не видеть. Наверное, это и есть та самая идея, что объединяет и нас, простых смертных, и наших мудрых правителей-долгожителей. Загвоздка, правда, была в том, что никто не знал, как этот самый вожделенный «взад» быстренько вернуть. Забуксовали мы. Ни взад. Ни вперед. А время-то поджимает, враг не дремлет, санкции вводит. И в подьездах, говорят, гадит.
Но тут неожиданно способ оказался найден. Причем легкий и быстрый. И тут же представлен на рассмотрение общественности. Самоотверженная труженица кремлевской пропаганды несравненная Маргарита Симоньян придумала устроить где-нибудь над Сибирью ядерный взрыв. И тогда из-за сильнейшего электромагнитного импульса, сопровождающего этот взрыв, из строя выйдут электронные приборы во всем мире. Гаджеты, ноутбуки, спутники — всё в момент накроется медным тазом. Навсегда. И все мы, согласно научным расчетам мадам Симоньян, по уровню технического развития откатимся лет этак на 30 назад. В начало 90-х. Когда еще и слыхом не слыхивали о мерзостных гаджетах, компьютера многие отродясь не видывали, а в коммуникацию на расстоянии вступали посредством проводных телефонов. На худой конец, телефонных будок. (Ну, и «новые русские» в малиновых пиджаках с золотыми цепями ларьки в ту замечательную пору «крышевали», романтика опять же!) Как раз из той поры и вышли наши нынешние правители, и уж мадам Симоньян точно знает об их ностальгии, потому очевидно и предлагает в то самое времечко немедля всем вернуться. На радость старичкам-правителям.
Но перспективы экстренного возврата на самом деле куда более захватывающие, чем думает мадам Симоньян. Потому как над 90-ми мы пролетим как фанера над Парижем, дальше, дальше вглубь веков.
Дело в том, что от высотного ядерного взрыва выходит из строя не только сложная электроника, но в принципе любая электрическая техника. От гигантских электростанций до холодильников, радиоточек и утюгов. То есть вообще всё, что питается электричеством.
И вот тогда-то и наступит милая старина. Будем сидеть мы дома при лучине, топить печки дровами и хворостом. По телефону пообщаться уже не получится, ну так и нестрашно: письмо от руки пером гусиным можно написать, и письмо это пьяный ямщик на тройке с бубенцами, помолясь, куда надо доставит. Ежели по дороге в степи не замерзнет.
Впрочем, еще и паровозы можно будет на каких-нибудь свалках найти и кое-как реанимировать. Им ведь электричество не требуется. И вагоны-теплушки. Или столыпинские. Чтоб в ту самую Сибирь отправлять тех, кто вдруг недоволен окажется. Словом, не жизнь, а благодать будет.
Но не на всей планете. Только у нас! Ибо электромагнитный импульс от взрыва в высоких слоях атмосферы ограничен кривизной Земли. И до зловредного Запада из Сибири, увы, никак не дотянется. Придется Западу и дальше со своими гаджетами да спутниками колупаться. Ну, так ему и надо, окаянному.
Так что мадам Симоньян права по любому, зовя нас в светлое прошлое. Раз уж никакого будущего у нас не просматривается (это все давно поняли, в том числе благодаря неустанным трудам мадам Симоньян), то прошлое будет в самый раз.
Правда, не совсем понятно, а как же в этом прошлом мадам Симоньян будет пропагандой заниматься безо всей этой проклятущей электроники? Ну, разве что на заборах что-то писать. Кратко и доходчиво. И нет сомнений, что уж у мадам Симоньян это отлично получится.
Так что вперед, в светлое прошлое! На тройках с бубенцами.
МЕДАЛЬ ДЛЯ ИНОАГЕНТА
Суд в Казани на днях арестовал журналистку Алсу Курмашеву. Ну, арестом очередного журналиста в наше время никого не удивишь. Но случай с Курмашевой весьма поучителен для каждого из нас, и неважно, кто ты, журналист, дворник или какой-нибудь недопредпенсионер. Ибо арестовали Курмашеву за то, что не донесла. И не на кого-нибудь, а на саму себя.
Есть теперь в законе норма, по которой любой, кто собирает сведения военного или военно-технического характера, обязан немедленно донести в Минюст на себя как на иноагента. А ежели кто сам на себя не донесет, то рискует сесть сразу на пять лет. Вот и Курмашева собирала сведения о мобилизованных жителях Татарстана, а это ж военные сведения! Надо было донести на себя, стала бы официальным иноагентом. А теперь вот государство вынуждено на нее тратиться: на следователей, надзирателей, казенные харчи.
Поэтому логично, что каждый сознательный россиянин должен немедленно заявить о себе в Минюст как об иноагенте. Чтобы избавить государство от лишних хлопот, коих у него и без нас выше крыши.
Ведь по новому закону все мы подпадаем под категорию иноагентов. Скажете нет? И ошибетесь. Любой из вас новости хоть редко да читает или смотрит. А там военная тематика завсегда присутствует. А это уже - сбор сведений. И неважно, что вы никакому иностранному государству передавать их не собираетесь, наоборот, в тряпочку молчать станете. Сбор сведений имел место.
Или, например, спросите в автобусе человека в военной форме: «Вы на следующей остановке выходите?» Тоже сбор сведений чистейшей воды!
А уж если мужик, приняв на грудь, спросит у соседа по подьезду что-то вроде: «Ну, че там у хохлов?» то опять же сбор данных о ситуации в зоне СВО выходит! И чистой воды иноагентщина.
Оно, конечно, может будет проще, если государство наше родное всех нас, граждан своих, само и сразу обьявит иноагентами. Всех скопом. Ну а что канителиться-то? И заодно в правах нас урежет, ибо прав у иноагента никаких быть не должно. Только обязанность: регулярно писать доносы на себя. Ну, и на окружающих, само собой, они ж тоже иноагенты.
И ежели иноагент честно доносит на себя и окружающих, то его и поощрить можно. Присвоить, скажем, звание старшего иноагента. Иноагента-наставника. Иноагента первого класса. А то и премиум-класса. Медалькой какой наградить. Приглашать на разные ток-шоу для публичных доносов на себя и всех остальных.
А вот если кто не доносит на себя и окружающих, позоря тем самым звание иноагента, ну, того уж на казенные харчи. Или в зону СВО. Чтоб осознал пользу доносов на себя и окружающих.
А ТЕПЕРЬ О КНОПКАХ...
Враг не дремлет. Богопротивный ЕС, только и мечтающий о гей-парадах и прочих чудовищных и кощунственных вещах в богохранимой стране нашей, обсуждает очередной коварный план. Готовит новый пакет санкций, 12-й по счету. Ну, нам-то к их пакетам уже не привыкать. Это для нас считай что пакет в супермаркете. Но вот теперь империалисты и христопродавцы вознамерились нанести нам предательский удар ниже пояса. Точнее, укол. В самое беззащитное место, в которое ну разве что бывшего главу «Роскосмоса» нашего Дмитрия Рогозина ранили однажды жестоко и подло. В филейные то бишь части.
Короче, в ЕС обсуждают сейчас вопрос о запрете поставок в страну нашу праведную канцелярских кнопок.
Нет, вам не почудилось, не привиделось во сне страшном или в горячке белой-пребелой… Ибо сие сообщает издание EUobserver, вполне себе официальное издание этого их богопротивного ЕС. Там, в ЕС, конечно, еще много чего хотят запретить. И сделки в атомной сфере, и лазерные технологии, и много чего еще. Так и черт бы с ним, нам эта бесовщина вообще ни к чему. Но вот канцелярские кнопки - это уже серьезно.
Оно вроде бы и смешно, конечно. И вроде мелочно. Кнопки какие-то…
Но ведь не так давно глава любимого нашего Отечества поддержал идею престарелых, но несомненно светлых, хоть и выживших из ума преподавателей о возрождении в школах и вузах предмета «черчение». И впрямь, зачем все эти компьютерные графики, бесовщина ведь одна. Сиди и черти себе благонамеренно и благолепно. То, что начальство прикажет.
Но без кнопок канцелярских благолепный ватман хрен к доске чертежной прилепишь (автор сам в студенческие годы пробовал, вот хренушки вам!)
А теперь, оказывается, и кнопок-то этих канцелярских в стране нашей, самим Господом ведомой, уж давным-давно не производят, да и и забыли, как они вообще производятся-то, кнопки эти.
И теперь зловредный Запад хочет нас без этих кнопок оставить. Колет в самое больное и уязвимое наше место. Непонятно, как учить молодое поколение не бесовщине компьютерной, а традиционно-ценному черчению.
А главное-то, главное: что ж теперь нам втихаря начальству под зад подкладывать прикажете? Так-то обычно начальству кнопку канцелярскую подложишь под зад и хихикаешь себе в кулачок как приличный человек ехидненько. А теперь что будет? Этак и революционная ситуация назреть может.
Мелочен Запад, но коварен. Толкает нас к революции. Но мы тоже не лыком шиты. Пусть не будет канцелярских кнопок, но грабли-то у нас точно найдутся. Старые, надежные. На них и наступим. Не впервой.
И ПРИВИДЕЛОСЬ МНЕ, БРАТИЯ...
Братия и сестры, а поведайте мне грешному: кто из вас знает доподлинно, о чем думал святой и благоверный князь Александр Невский? Ну, может, у вас видение какое было после возлияния обильного или, может, головой вы обо что-то ушиблись и в голове вашей истина-то сразу и просияла? Потому что у меня в голове моей темной ни видений, ни истин. Сколько ни пей и ни стукайся головой своей — ну нету, и все тут! А вот у нашего гаранта и верховного главнокомандующего — пожалуйста, получите и распишитесь. Он точно знает, о чем князь святой думал. И о том нам, недостойным, по великой милости своей гарант наш поведал.
Оказывается, князь тот «думал о том, чтобы сохранить русский народ, а затем и все народы, проживающие на территории нашей страны». И «ездил в Орду, кланялся ордынским ханам, получал ярлык на княжение в том числе и прежде всего для того, чтобы эффективно противостоять нашествию Запада».
Ну, раз гарант наш так сказал, значит, князь тот именно так и думал. А если думал что-то другое, то это его, князя, проблемы.
Оно, конечно, можно задать вопросы неуместные: во времена Александра Невского вроде как и страны-то еще единой не было, а были просто княжества с князьями, что грызлись между собой, да к ханам ордынским мотались друг на друга кляузничать. И какие такие «все народы, проживающие на территории нашей страны» князь благоверный, по мысли гаранта нашего несменяемого, защищать изволил? Неужто половцев да печенегов? Они ж вроде тоже во «все народы» входили? И «нашествие Запада» какое в ту пору было? Хотя, может быть, подлое НАТО, замаскировавшись коварно под Тевтонский орден, вроде таки полезло в болота новгородские. Но на Чудском озере все быстро и закончилось. И теперь, после откровений гаранта, ясно стало, что если б Александр Невский не решал вопросы в Орде, то хрен бы он тогдашнее НАТО победил. И начались бы тогда на Руси святой гей-парады мерзостные, и стали бы иноагенты бесчинства свои богопротивные творить, а град стольный Киев захватила бы шайка наркоманов и нацистов, и много чего еще страшного было бы, с чем мы сегодня всем миром боремся. А так князюшка съездил в Орду и все порешал.
И потому, думается, не зря во времена наши тревожные гарант наш премудрый в Пекин летает с ханом китайским ручкаться, да ездит на восток дальний с ханом пхеньянским разговоры задушевные вести. От происков Запада нас спасает. И как такому ярлык на княжение не дать?
На сей ноте благостной и закончить бы, да сон дурной мне тут ночью явился: после речей гаранта нашего перевернулся князь святой и благоверный Александр Невский во гробнице своей позолоченной. И не раз. Уж чего перевернулся — то мне, грешному, неведомо. Но думаю, что от радости, да от восторга. А от чего ж еще?
И КАК ВСЕГДА НЕ ДОЛЖНО СМЕТЬ СВОЁ СУЖДЕНИЕ ИМЕТЬ
Казалось бы, вот очевидная аксиома: если какая-то профессия востребована, то стало быть востребованы и профессионалы. Никому ведь, например, не хочется попасть на прием ко врачу-недоучке. Или отдавать своего ребенка в школу, если учителя в ней полуграмотные. Или, не приведи Господи, оказаться в самолете, за штурвалом которого сидит пилот с липовым дипломом и отсутствием летного опыта.
Но вот если задумаешься, то поневоле приходишь к выводу, от которого становится не по себе: профессии-то в наше время востребованы, а вот профессионалы - как-то не очень. Более того, быть профессионалом в наше время дело рискованное и даже опасное. Почему? Да потому что профессионал имеет свое мнение и поступает так, как считает необходимым, опираясь на свои знания и опыт. А вот иметь свое мнение, да еще и поступать в соответствии с ним - в наше веселое времечко весьма, знаете ли, чревато. Ибо надлежит поступать только так, как велит начальство. Или как поучают говорящие головы из телевизора, транслирующие волю все того же начальства.
А потому, если профессионал хочет сохранить свое место или даже свободу, а то и саму жизнь, то он вынужден попросту отказаться от собственного профессионализма. Запереть его в пыльный сундук, а сам сундук задвинуть поглубже в темный чулан, чтоб, упаси Господи, не заметил кто ненароком.
И вроде бы внешне все остается как есть. Врачи лечат, учителя учат, дипломаты и разведчики строчат депеши в Центр…
Вот только все чаще врачи отказываются выписывать больным нужные тем лекарства или отказывают в госпитализации. Ибо боятся, что за иное выписанное лекарство могут и «присесть», а за неоправданную, по мнению начальства, госпитализацию можно и под финансовые санкции попасть.
Чему учат сейчас учителя на уроках истории по новым учебникам - лучше вообще молчать.
Ну, а дипломаты или разведчики, как теперь оказывается, строчили сочинения на тему: «Как нас будут встречать с цветами в соседней стране». Ибо сочинение на другую тему вызвало бы начальственный гнев с неприятными последствиями.
В итоге получили мы то, что получили. Пересказывать смысла нет, все и так ясно.
И думается, перемены начнутся не тогда, когда (и если) сменится караул где-то высоко наверху, а когда профессионализм снова окажется востребованным. В самых разных сферах.
Вот только нет ответа на вопрос: а не сгниет ли он к тому времени в сундуке, стоящем в темном чулане? Время-то уходит, причем стремительно уходит…
А ОНА ТОЧНО ДРУЖЕСТВЕННАЯ?
Литература, как известно, бывает разной. Классической, современной, отечественной, зарубежной, художественной, детской, религиозной, научной, учебной, качественной, низкопробной, порнографической… Запрещенной, подрывной, наконец. Короче, много какой. А тут на днях выяснилось, что она еще и дружественной бывает. Один простой астраханский учитель на встрече с нашим несменяемым и незаменяемым президентом предложил создать центры по изучению дружественной нам литературы. Из дружественных стран. Ну, из Ирана, само собой. Должно быть, еще из Сирии, Северной Кореи…
Но согласитесь: если есть дружественная литература, то априори должна быть и недружественная. То есть литература недружественных стран. И вот тут, думается, просто поле непаханое для наших надзирающих, контролирующих и спасающих нас ото всякой нечистой силы органов.
Например, английская литература недружественна нам по факту. Это очевидно. Взять хоть Вильяма нашего Шекспира, как говорил персонаж известной советской кинокомедии. В пьесах — упоминания суицида и педофилии («Ромео и Джульетта»). В сонетах — сплошная пропаганда гомосексуализма (куда смотрят Мизулина-мать и Мизулина-дочь?) И это только один Шекспир! А копни любого, да поглубже? Отовсюду будут рожки британской разведки МИ-6 торчать. А то и, подымай выше, ЦРУ!
Посему, конечно, недружественную литературу надо запретить. Разом. И заняться изучением дружественной.
Вот только и с ней нельзя терять бдительность. В той же персидской поэзии тоже можно на происки западных разведок нарваться. Был вот, к примеру, такой персидский поэт Омар Хайям. Четверостишиями все баловался, «рубаи» назывались. И вроде жил он аж тысячу лет назад (1048-1131), но совершенно точно уже тогда был агентом недружественной нам британской разведки.
Ну а кто, как не британский агент, ненавидящий традиционные наши ценности, мог написать такое:
Даже избранный муж, чья всесильна рука
Кто о мире привык рассуждать свысока,
Пред делами Всевышнего жалок, потерян
И ничтожен, подобно крупице песка.
Или такое:
Душой ты безбожник с Писаньем в руке,
Хоть вызубрил буковки в каждой строке,
Без толку ты оземь башкой ударяешь,
Ударь лучше оземь всем тем, что в башке!
Явное же оскорбление нашего гаранта в первом случае и чувств верующих во втором. А ведь, казалось бы, дружественная литература! Это похлеще Вильяма нашего недружественного Шекспира будет.
Так что торопиться не надо с изучением. Не все то дружественное, что кажется таким.
Но волноваться не стоит. Выделят из бюджета деньги на изучение дружественной литературы, и нужные люди их освоят. Как им нужно. А нам запретят читать то, что надо запретить. И британские шпионы вместе с агентами ЦРУ будут нервно курить в сторонке вместе с Омаром Хайямом. И Шекспиром (кстати, ведь до сих пор неясно, сам ли он писал свои пьесы или это происки все той же МИ-6?)
Ну а мы, если что, и на порносайтах время скоротаем. Их ведь вроде еще не запретили?
ЖИЗНЬ КАК ПРАЗДНИК
Сайт правительства тут любезно сообщил общественности, что премьер-министр наш Мишустин постановил отныне и до конца времен отмечать в России ежегодно 22 ноября День психолога.
Как и чем именно отмечать, в постановлении не уточняется. Но говорится, что сделано это во исполнение поручения президента РФ (кто бы сомневался, у нас без поручения главы государства, как известно, даже сортир на вокзале в Мухосранске не факт что вычистят).
Начинание, бесспорно, похвальное. Психологи очень важны. И нужны. Что уж говорить о психиатрах! В них нуждается большая часть нашей необъятной родины. От простого дворника до….
Ну, просто порой посмотришь выступление или просто почитаешь то, что изрекают представители нашей бессмертной элиты, да и невольно подумаешь о важности неотложной психиатрической помощи. С дюжими санитарами.
Кстати, День санитара тоже не мешало бы ввести в перечень государственных праздников. Хоть на следующий день после празднования Дня психолога. Ибо праздники у нас принято отмечать, как известно, с размахом и неизбежными последствиями. И наши отечественные психологи, думается, тут не исключение, ибо психология в нашей стране такова, что хочешь - не хочешь, а напьешься до чертиков.
Так что День санитара точно не помешает. Ну а следом за ним должен, понятное дело, идти День нарколога, День венеролога, … патологоанатома… политолога… Ой, простите. Это из другой оперы. Но все равно, пусть будет.
Словом, простор для праздников поистине необозрим. И самое главное, необходимо предусмотреть под это дело строку в федеральном бюджете. Праздники праздниками, а кормиться их инициаторам ведь тоже нужно!
ТОРТ ОТДЕЛЬНО, МУХИ ОТДЕЛЬНО
Министерство юстиции предложило помимо имен попавших в перечень «иноагентов» указывать псевдонимы внесенных физических лиц.
Хотелось бы развить эту полезную инициативу и предложить Минюсту уравнять в правах регистрацию физлиц и псевдонимов. То есть, допустим, физлицо Вася Пупкин вносится в реестр иноагентов отдельно, а его псевдоним Петя Тяпкин отдельно.
Ибо в наше время, когда физлицу хочется вякнуть что-то да боязно, ибо «прилетит», его псевдоним становится вполне себе самостоятельной личностью. Которая начинает жить собственной жизнью, зачастую не имеющей ничего общего с жизнью ее обладателя. Хозяин псевдонима может быть тихим «премудрым пескарем», боящимся высунуться, а вот его псевдоним вовсю шумит, обличает, хамит в соцсетях… Дискредитирует, одним словом. Посему наказывать (штрафовать, давать срок) следует и физлицо, и его псевдоним. Физлицо — за укрывательство псевдонима-иноагента и недонесение о его вредительской деятельности. А псевдоним, само собой, за вредительство и дискредитацию. Физлицу, допустим, выписывать 100 тыс. штрафа, а псевдониму сразу 300 тыс. Физлицо закрыть на «двушечку», а псевдоним сразу на «трешечку». Таким образом будет соблюдаться и принцип гуманности правосудия, и соразмерности наказания. У нас же не 37-й год, когда сажали членов семьи «врага народа» только за то, что они члены семьи. У нас нынче правовое государство, а те, кто так не считает, по определению являются иноагентами. Как и их псевдонимы. Хотя, конечно, поскольку с псевдонима ни штраф не слупишь, ни на нары его не отправишь, то все положенное псевдониму наказание должно отбывать породившее его физлицо. Ну а кому еще? Некому, так что извините.
И если подобная практика будет введена, то она вполне будет отвечать российским традициям. Ведь подобные случаи не раз описывались в русской литературе. Например, подпоручик Киже, возникший из-за описки канцеляриста, но вполне успешно двигавшийся потом по службе и даже пользовавшийся большим расположением государя императора. А нос майора Ковалева из повести Гоголя? Тоже ведь карьеру сделал! Классики знали, о чем писали.
Но если кому мало авторитета классиков, то на помощь придет психиатрия. Ибо в ней существует понятие «диссоциативное расстройство личности», когда в одном человеке могут спокойно сосуществовать две и более личности. Причем их число не ограничено (как и число псевдонимов). А значит, кстати, и штрафы можно накладывать на каждую такую личность. И сроки давать каждой (с отсидкой физлица за всех по очереди). А потом и всем их псевдонимам! Это ж какое пополнение в бюджет! Ну, и рабочие руки на зоне лишними тоже не будут. Правда, ежели дело до расстрелов дойдет, то как быть? Ведь одно физлицо больше раза не расстреляешь. Хотя, если приговорить, допустим, одно физлицо к четырем расстрелам условно, а к пятому уже безусловно, то проблема решается. Правда, для этого нужно в Уголовный кодекс поправки вносить, но за этим-то у нас дело точно не станет, Дума не подведет!
Так что можно в светлое будущее смотреть с уверенным оптимизмом. Особенно иноагентам и их псевдонимам.
А ЛЮДИ КАК РЫБЫ...
В рацион россиян хотят включить личинки насекомых (социальная группа рыбаки называет их опарышами).
В сентябре 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров предложил «поработать с ментальностью россиян», чтобы приучить их есть личинки мух.
В документе сказано, что в перечень внесены: продукция, жиры, яйца, мука тонкого и грубого помола из мухи «черная львинка». А также гранулы и пюре из ее личинок, и сами личинки — живые, охлажденные и замороженные.
Что ж, употреблять в пищу опарыша — начинание, бесспорно, своевременное, нужное и весьма полезное. Даже странно, что ж это правители наши раньше-то не догадались?
Ведь проблему продовольственной независимости решать как-то надо. Импортным пармезаном и хамоном сыт не будешь, благо отраву сию уж лет десять как бульдозерами давят. Чтоб самим производить, да мы б рады, вот только, как выясняется, на все это дело оборудование всякое требуется. И чтоб колбасу делать, и сыр, и все остальное. А оборудования этого Запад зловредный нам не дает теперь (из зависти к нам и успехам нашим, само собой). Ну, а мы оборудование это за последние десятилетия подзабыли как изготавливать, потому что куда более важные проблемы решали, не до того было. И сейчас не до того. С нацизмом бороться приходится, врагов выявлять, духовность и нравственность утверждать. Ну какое уж тут оборудование?
Так что массовое употребление личинок мух в пищу будет очень даже кстати. И заодно решит вопрос о нашей продовольственной независимости и от Запада, и вообще ото всех.
Тем более, что технологий-то особых тут и не требуется. Мухи-то, они ж известно на что слетаются. А уж этого у нас выше крыши! И производится это темпами невероятными. Тут все ветви власти нашей стараются, тужатся как могут. Так что будут мухи, будут и личинки. С голоду точно не помрем.
От Карла РАМАЛЯ
ЭССЕ О БУТЕРБРОДАХ
Основное мое школьное время пришлось на восьмидесятые годы, и, помнится, учился на пару классов старше один парень - хулиганистый, физически развитый. В один прекрасный день парню пришла в голову замечательная идея.
Родители чад своих снаряжали в школу по мере сил: снабжали бутербродами, иногда – копейкой на всякий случай. Всяческих разносолов и в помине не было, про йогурты мы, к примеру, тогда и не слышали. Поэтому бутерброды выходили простецкие: хлеб, кусок склизкой вареной колбасы, если подвезло достать. Булочка. Конфетка. Что-то уж точно имелось; родители о нас заботились.
Парень был из бедной семьи, а жить хотел богато. Он смекнул, что эти бутерброды и копейки – легкая добыча, которая очень поспособствует его насыщению и преумножению благосостояния.
С тех пор нам жизни не стало: заботливо упакованные родителями сверточки сразу по приходу в школу исчезали в его грязной сумке вместе с этими несчастными копейками.
При этом дон имел основания претендовать на благородство: девочек он не обирал, к примеру. Добычей делился…
К нему потянулись. Стая росла, добычи требовалось больше…
Сопротивляться мы не могли. Мы были младше и гораздо слабее. Тех, кто мог дать отпор, благородный дон прозорливо не трогал. За нас никто вступаться не спешил.
Наверное, в большинстве школ имелся такой предприимчивый парень. Дело не в этом.
Дело в том, что я тогда впервые познакомился с термином «отжать». «Отжать» - не в смысле скрутить майку после стирки (или дождя, некстати хлынувшего во время дворовой игры), не в смысле гирю поднять, а в смысле что-либо отобрать.
«Отжать» - это даже не ограбить. Это именно отобрать: нагло, демонстративно, унизительно, вытирая ноги о тех, кто слабее. «Отжать» - это подавить волю, чтобы в следующий раз, гаденыш, сам приполз и отдал, да еще радовался, что тумака не получил. Чтобы не смел жаловаться.
Выходит, я аж с восьмидесятых годов знаком с «отжатиями». Сорок лет.
Сначала «отжатия» воспринимались все-таки негативно даже самими неумелыми «отжимателями». Ну как негативно… Опасения все-таки были. Человек понимал, что делает что-то не то, поэтому первые «отжимы» проходили тайком, с оглядкой, осторожненько, в темных уголках, в туалетах... «Эй, пацан, подь сюда, я тебе кое-что покажу…»
Но учителя, озабоченные тем, что творится с коммунизмом, как-то пропустили это явление, и паренек распоясался, стал хвастаться своими «подвигами», гордиться. Пластинки стал покупать в «Мелодии».
Потом он, слава богу, куда-то исчез. Такие всегда исчезают бесследно.
Но у таких всегда находятся последователи.
Последователи и вовсе рефлексировать прекратили, начали прилюдно перечислять, кто чего больше «отжал». Мало «отжал» - лох!
В начале 90-х «отжиматели» еще заседали на разломанных скамейках во дворах, кидали ножички, пили дрянное пиво. В конце десятилетия словечко ушло в самые высшие слои элит.
А затем и само государство подключилось, «отжало» «отжатое» у «отжимающих». Возглавило, так сказать, процесс. Конечно, такую инициативу в частных руках оставлять нельзя! Уж больно жила богата.
Политика моей страны давно строится на «отжимании» в сочетании с мастерством развешивания на ушах тухлой лапши, словно мой одношкольник вдруг дорвался до власти и рассадил своих клонов во все высокие кресла. Выискиваем тех, кто кажется нам слабым, давим, унижаем, вытираем ноги и коллекционируем засохшие бутеры.
Правда, иногда ошибочка выходит.
Ошибаемся мы последнее время довольно часто. Поэтому и спешить начали. Вдруг не успеем «отжать» чего-нибудь?
Множество последних историй имеет в основе именно «отжатие». Вот, к примеру, «Россия сегодня» решила отжать бренд «Эхо Москвы».
Можно ужасаться подлости человека, вроде бы до войны приятельствовавшего с Венедиктовым, а теперь «отжимающего» остатки его любимого детища. Можно предположить, что это «отжатие» - всего лишь многократно описанное в литературе стремление серого, убогого и глупого напялить на себя новую чужую личину и выдать себя за аристократа и интеллектуала. Можно рассуждать о юридических аспектах этого дела.
Суть-то от этого не изменится. Это та же попытка тупого отжима черствого бутерброда.
Или вот новый единый госучебник истории, в котором, по словам Мединского, переписаны разделы, начиная с 70-х годов (а что Сталина не тронули, боитесь, что ли?). Цитаты приводить не стану, ими и без того интернет забит.
Так вот, это такая же попытка «отжима», как и в случае с «Эхо Москвы», только теперь в качестве бутерброда выступает история. Авторы сего труда просто тупо пытаются ее «отжать». Вместо бутерброда «отжиматели» по классической схеме нам предлагают картонные лозунги. Тот парень в школе тоже любил, чавкая моим завтраком, порассуждать о справедливости.
Кстати, «Эхо Москвы» тоже уже история: вы же закрыли радиостанцию. И что? Люди работают в других форматах, собирают огромную аудиторию, их слушают и будут слушать, ломать вокруг копья, спорить – все живет, развивается, никуда не делось.
Если бы вы знали историю, вы бы поняли, что налепить на себя бренд «Эха» просто не выйдет, каким клеем ни смазывай. Не налезет, не тот размерчик.
А что до учебников, то переписывание истории – любимое развлечение диктатур. Диктатура по природе своей лишена будущего, она существует только в настоящем, будущее – ее враг, будущее разрушает.
Но если у вас нет будущего, когда вы его боитесь, настоящее теряет твердость. Оно становится неопределенным, зыбким.
Тогда вы пытаетесь опираться на прошлое. На наше славное героическое великое прошлое.
Но ведь и прошлое коварно: история, она ведь не про комфорт. Очень неудобная штука эта история, много в ней пугающего, и для вас совершенно неприемлемого. В прошлом проступает ненавистное вам будущее.
Поэтому ну его к черту. Историю надо «отжать». Ее надо схавать и переварить, отрыгнув. Но и тут ошибочка выходит: история не «отжимаема».
Ребят, я один секрет открою. Учебники-то написать можно. Но истории от этого ни холодно, ни жарко. Она уже случилась. Ее можно по-разному интерпретировать, но она уже случилась, и этого не изменить.
Сил не хватит. потому что чтобы перекроить историю, надо уничтожить память, а с этим еще никто и никогда не справился.
Через несколько лет напишут новые учебники. Думаю, там будет параграф и про вас. Один, больше не требуется.
Короче, бутерброды попутали.
ПОДАЙТЕ НА ПАМЯТНИК СПАСЕННЫМ
Автор этих строк не так давно был слегка озадачен зрелищем, увиденным им на одной из центральных площадей Москвы.
На площади пел человек. Бывает.
Точнее что-то такое завывал под гитару, с хорошими динамиками. Тоже бывает частенько.
Стоял он под большим баннером с надписью: «Собираем средства на памятник спасенным детям Донбасса!». Народ проходил мимо, не задерживаясь (хотя акция явно была согласована, но потом, если что, пойди-докажи, что внимал пению, а не «дискредитировал»). Только автор сих строк замедлил шаг, чего-то не понимая. Памятник спасенным? Это как? Вообще-то памятники, чаще всего, ставят спасителям. Ну, или, уж извините, погибшим. А из динамиков лилась попсовая, слащавая мелодия и какие-то слова …Да не помнит автор, что там за субстанция лилась. И другие прохожие тоже, наверняка, не помнят. И вот почему? Ведь, казалось бы… Может, с дикцией у певца не очень, слов не разобрать?
Но автор не только этой песни не запомнил. Он не запомнил ни единой строчки поэзии ли, прозы ли, появившейся в поддержку длящейся уже второй год войны, как бы не пытались вдавить Z-творчество в наши головы.
Вот почему в Великую Отечественную войну рождались песни, которые тут же становились народными? «Вставай, страна огромная», «Темная ночь», «Огонёк» - да несть им числа. Стихотворение «Жди меня», поэма «Василий Теркин» и множество других…Почему то же самое было в войну Гражданскую? «Там вдали за рекой», «По долинам и по взгорьям»…
Да, можно предъявлять претензии и по поводу художественных достоинств этих песен и стихов, упрекать авторов в плагиате и много чего ещё. Но факт остается фактом: эти песни и стихи мгновенно разлетались в народ, и их пели ещё десятки лет. И до сих пор поют. И слезы на глаза наворачиваются.
А сегодня в Z-каналах слышатся причитания по поводу того, что на тему так называемой СВО в России не появилось ни стихов, ни песен, которые бы подхватили все. Народ какой-то черствый, несознательный, наверное. И впрямь, кто или что приходит на ум? Считать ли народными творения крашеного создания под именованием «Шаман», издающего звуки, которые по нынешнем временам кому-то за пение, наверное, и сойдут. Особенно, если крепко заткнуть уши и отойти подальше. Или непонятное слово «гойда», выкрикнутое на каком-то провластном митинге сериальным актером и по совместительству попом-расстригой? О, оно ушло в народ… в качестве «мема». А ведь уже полтора года идет «спецоперация». И вроде как восемь лет длится «где вы были восемь лет». Уж восемь лет как #крымнаш. Но, кроме интернет-мемов, не появилось ничего – ни песен, ни стихов, ни уж тем паче ни повестей и романов, которые стали бы по-настоящему народными.
Да, осваивались бюджеты, снимались фильмы, например, «Крымский мост» - творение неутомимой четы Симоньян-Кеосаян. О чём это вообще было? Автор, признаться, не смотрел, но и не слышал, чтобы кто-то всерьез обсуждал песню-стихотворение-роман-фильм, прославляющий СВО. Люди проходят мимо нерукотворного «памятника спасенным», созданного из розовой безвкусной попсы. Но ничего странного в этом нет. Например, от Первой мировой никаких песен не осталось. Осталась поэзия и литература Серебряного века, описывающая атмосферу летящей в пропасть империи… Но это о другом. А кто-нибудь может назвать народные песни о войне в Афганистане, длившейся 10 лет? Или о двух чеченских кампаниях? Песни-то были, и стихи были… Да кто их знает и помнит? Они так и остались интересными совсем немногим. Потому что народные песни, стихи и прочее рождаются во время войн, которые являются действительно народными. Как Великая Отечественная. Или та же Гражданская, при всей ее «неоднозначности». Когда речь идет о защите своей Родины, своего родного дома, своих родных и близких от реального врага, а не «украинских нацистов».
Если нет песен, то и война не народная. Непонятная. Опостылевшая.
А распространение творчества через Госуслуги к народности не приводит. Можно считать, что доказано экспериментально.Так что не ждите. Не будет песен. Будут разве что бюджеты, которые, несомненно, будут освоены.
РОК НА ТАНКЕ
«Читаю и волосы начинают шевелиться не только на голове»
(Виктор Конецкий о Проханове).
А тем временем писатель Александр Андреевич Проханов написал либретто к рок-опере «Хождение в огонь». И представили 12 июля ее прямо на танковом конвейере «Уралвагонзавода» (да-да, пригнали танк, рабочих, поставили сцену…). Посвящена она, конечно, «СВО на Донбассе». Музыка композитора Александра Агеева.
Лидер свердловского отделения движения «Русская мечта» Вадим Дынин заявил, что сам Проханов «очень хотел, чтобы его духовный танк начал свой путь по России из цеха «Уралвагонзавода», где собираются танки для армии России».
Как видим, желание Проханова исполнилось. Впрочем, сначала этот духовный танк обкатали в ЛНР. Сам же автор стихов заявил перед премьерой следующее (цитируем по СМИ): «Уралвагонзавод — грандиозный и великий завод, один из самых великих заводов России! Эта рок-опера наш скромный вклад в нашу будущую победу. Мы приехали к вам, чтобы вы вдохнули в нашу рок-оперу свою волю, свою силу, свою веру. Мы очень надеемся, что, когда с конвейера сойдет сегодня или завтра крайний танк, когда в его баки впрыснут первые капли горючего, когда заревет этот танковый мотор, и задрожит весь цех, вся земля, потому что еще один русский танк получил рождение. Спасибо вам за то, что вы здесь, что вы трудитесь, за то, что в ваших глазах сила, в ваших глазах вера, в ваших глазах непобедимая русская мощь. За победу!»
Добавил свои пять копеек и гендиректор «Уралвагонзавод» Александр Потапов: «Произведение Александра Андреевича Проханова взывает к историческим традициям нашего народа, к его готовности защищать свою землю, свой язык, свою веру, своих людей. Каждое слово, каждая спетая нота пронизаны уральским характером, русским духом, искренней любовью к Родине».
О премьере этого шоу поведал также митрополит Екатеринбургской епархии РПЦ Евгений, который при просмотре рок-оперы вдруг вспомнил, что при открытии в Швейцарии самого длинного в мире туннеля тоже давали рок-оперу. «В присутствии глав европейских государств и корпораций давали маскарад со смакованием поклонения дьяволу. С тех пор сатанизм шествует широкими шагами по Европе», - разъяснил он разницу (видимо, с тех пор всё, что проезжает через Готардский тоннель, - сатанизм).
Тут требуется пояснение. Дело в том, что при открытии Готардского тоннеля в 2016 году действительно была показана театральная постановка режиссера Фолькера Гессе. Ее мотивом послужила легенда о Чертовом Мосте над Сен-Готардом. Если вкратце, то черт помог построить этот мост, потребовав взамен душу первого, кто пройдет по нему. Тогда строители пустили первым козленка. Бес обиделся и решил разрушить мост, схватил огромный камень и потащил, значит, каменюку к мосту с целью его разрушить, но камень оказался тяжел, и дьявол устал. Когда он присел, чтобы отдохнуть, отложив камень, некая старушка начертила на камне крест, после чего черт уже не смог его поднять, и мост остался цел.
Постановка была красочная, смелая, и уже тогда вызвала некоторое бурчание со стороны патриотической общественности, впрочем, слабенькое. Но вот кому-то в душу крепко запала. Ладно, рок-опера на танковом конвейере – дело, конечно, совсем другое. А «духовный танк» Проханова еще покатается по стране, скоро его покажут в Екатеринбурге.
Кстати, недавно президент наградил Проханова орденом Александра Невского – за активную общественную деятельность. Ну что ж. Активно. Общественно. Деятельно. Не отнять.
=====================
А вот Госдума занята делами важными, значительными. Она обсуждает, как бы еще больше ужесточить закон об иноагентах.
Так, с интересным предложением выступил нынче небезызвестный депутат Луговой. Он предложил ввести шкалу ранжирования иноагентов «по степени вины».«Враг по обе стороны фронта. Там, за ленточкой врага видно сразу – он по ту сторону автомата. Внутри страны враг среди нас - по сути, он рядом был всегда. Образовательные секты, научно-культурные ячейки, театрально-художественные богемы. И, конечно, политическая элита и олигархат», - говорится в заявлении депутата, размещенном на сайте ЛДПР.Ну там еще много всего.А в презентации доклада есть список организаций, в которых Луговой усмотрел потенциальных «иноагентов». Среди них — издательство «Эксмо». Это, между прочим, крупнейшее российское издательство.
Ну тут, конечно, что-то не того… Не докручено. Надо уж сразу просто запретить издавать книги. А то от книг возникают разные образовательные секты, ячейки и богемы. Пятая колонна, одним словом.
Тут на днях господин министр Мурашко очень хорошее предложение внес – всем россиянкам рожать смолоду. Дело в том, что, понимаете, почему-то некоторые сначала карьеру делают.Вообще безобразие: приходишь такой домой устамши, а жена, сука, диссертацию пишет. Вместо того, чтобы рожать.Да и детишкам уже применение нашли: они теперь трудиться будут. На основании закона. Это теперь будет их обязанность.Так вот очень стройно все получается у нас, если доклад депутата Лугового слегка подправить. Дети будут трудиться, бабы – рожать, мужики – воевать да пить (некоторые еще заседать в Госдуме).
А книги в таком обществе вовсе без надобности.
КОЛЛЕКЦИЯ СТРАХОВ
Страха перед будущим нет, потому что нет будущего.
Страшно перед настоящим.
«Это был один из видов моих бесчисленных страхов — страх приближающейся опасности. Вообще-то у меня полно разных страхов, из меня можно было бы устроить выставку, настоящую музейную экспозицию страхов. Как в этнографической коллекции они развиваются у меня от каменного топора — простого ужаса побоев — до последнего достижения нравственного прогресса — опаски рассказывать политические анекдоты в компании более трех человек», — рассуждает герой романа братьев Вайнеров «Петля и камень в зеленой траве».
Я читал этот роман, да господи — у меня несколько полок до отказа забиты сильнейшей литературой о тех временах, когда из людей делали «музейную экспозицию страхов». Мастера. Великие писатели. Я все прочитал, ценю, люблю, могу почти наизусть цитировать; примерял на себя, раздумывал: а как я бы повел себя, доведись мне в такую ситуацию попасть.
И никак не думал, что попаду. Никогда даже представить себе не мог. Все это воспринималось исключительно как литература.
А — довелось. Теперь и я составил свою коллекцию.
Вспоминаю: в нашем доме звучали Высоцкий, Галич; сначала еще на катушечном магнитофоне, ныне ставшем раритетом, затем на кассетах. Мама вольнодумствовала, очень любила их. Бабушка до конца жизни оставалась верна коммунистическим идеалам, но пережила времена сталинских репрессий и войну. Они с дедом были напуганы на сто жизней вперед.
Бабушка бледнела и кричала на маму: «Немедленно выключи! Не дай бог кто услышит!» Я, маленький, удивлялся — почему бабушка так боится? Высоцкий так смешно поет…
Потом я подрос, прочитал хорошие книги, понял, чего боялась бабушка.
Умом понял тогда. А вот сердцем осознал только сейчас, когда на дворе 2023 год, война, доносы, репрессии.
Я сижу дома, все спокойно, даже как-то сонно: лето, жара, улицы пустые, пыльная листва и какие-то глупости в новостях (если не смотреть украинские СМИ, где ужас и смерть, но на это смотреть тоже страшно и невыносимо стыдно).
Занимаюсь обедом, так как имею свиную отбивную. Сейчас я ее, родимую, перчиком, да на сковородочку… А после обеда вздремнуть. Обязательно вздремнуть. Да, война, да, репрессии, но жизнь-то идет, кушать хочется, а съесть сочную отбивную — дело, без сомнения, хорошее…
И вдруг невинные мечты разбиваются вдребезги как та чашка, которую я давеча уронил: в дверь звонят.
А я никого не жду.
А глазка в двери нет. Вот я дурак, глазок не сделал до сих пор! Какой дурак… Впрочем, чем этот глазок помог бы…
Как меня прошибло-то сразу.
Мысли: надо бежать к компьютеру и стереть телегу и фейсбук к черту. А что у меня в блокноте записано (имею такую дурную привычку: пометки делать письменные для памяти)? А телефон? В телефоне надо тоже потереть! Что я там последнее писал и кому? Господи, страшно сказать, что я там писал. Под замком, но ведь писал же!
Звонят.
А может не открывать? Нету меня, и точка. На «левые» звонки с незнакомых номеров я уже давно не отвечаю… А что, прикинуться ветошью и не отсвечивать. Авось и уйдут.
Написать соседям, чтобы подсмотрели, кого нелегкая принесла? У них есть дверной глазок… Блин, глазок есть, а их нет, они еще в марте 2022 года в Израиль уехали.
Знаете как это бывает? Не паника, нет. До паники еще далеко.
Мыслишки цепочкой юркнули за секунду в голову, проскочили и пропали. Знаю же почти наверняка, что все в порядке! Это не за мной. Никто не собирается меня пытать в застенках… Я ведь тих, законопослушен, прошлое мое не отмечено никакой оппозиционной деятельностью и участием в митингах; свои антивоенные настроения я не афиширую.
Но замерло испуганно сердце, пополз холодок. Тук-тук, кто тут.
Звонят.
Сглотнул комочек в горле и щелкаю замком. Ну…
В нос шибает неприятным запахом: работяги в подъезде красят стены в странно фиолетовый цвет, позвонили предупредить, чтобы не запачкался. Надо же, какие вежливые работяги-то нынче пошли… И власти заботливые — вот ремонт делают.
А я боялся.
Иду обратно на кухню, смотрю на бледно-розовый кусок мяса на разделочной доске, на приготовленные заранее специи. Все готово, осталось только пожарить, да вот беда — аппетит отбило, и сна ни в одном глазу.
И руки дрожат. Перепугался, честно говоря, до усрачки…
Зато на еде сэкономил.
Еду в автобусе, попали в пробку. Стоим. Жара. Коротая время, достал телефон, шарюсь в телеграмме. А где еще теперь новости узнавать? Только здесь…
Пишут: на всей территории Украины воздушная тревога. Опять бомбим, опять чья-то смерть на подлете… Причем, заметьте, пишут-то вполне официальные наши СМИ, не какие-нибудь иноагенты.
Вздрагиваю и торопливо убираю телефон. Оглядываюсь украдкой: нет, вроде бы никто не косится.
Да что я трушу — весь автобус по уши погряз в этих айфонах! Даже водитель и тот уткнулся в экранчик.
А сколько раз уже случалось: читал пассажир что-нибудь не то, а сосед увидел и донес. Задержание, долгое и унизительное пребывание в полиции, протокол… И хорошо, если все обойдется штрафом.
Вот пожалуйста из последнего: в электричке между Ростовым и Таганрогом какой-то мужчина в личной беседе высказался: мол, в происходящем виноваты власти. Рядом ехала незнакомая женщина, подслушала разговор, вышла из поезда и сразу, не отходя от кассы, позвонила в полицию. Теперь антивоенному мужчине грозит статья о дискредитации армии. Личность уже установили (70 лет человеку, а все равно разыскивают).
А не трепись в общественных местах, рот держи на замке!
Статей нынче великое множество напридумывали для тех, кто читает что-нибудь не то, говорит что-то не то, пишет что-то не то.
И поди докажи, что ты не верблюд. Все, пиши пропало — только уезжать и остается.
Может, и мне уехать? Как-то уж больно круто здесь стали солить…
Но очень страшно, прямо кровь от ужаса в жилах стынет, до чего страшно: чужие страны, работы нет, денег нет, а я человек уже не молодой, не слишком здоровый…
Жутко.
Да что это я, эгоист, о себе да о себе. Об украинцах говорить боязно. Но надо же о родных подумать!
У всех семьи, дети, родители пожилые, беспомощные, часто — больные. Случись что с тобой — что с ними будет?
Когда началась война, тяжело больная мама сказала:
— Наверное, надо уехать.
И добавила:
— Тебе…
Я никуда не уехал. Я ее глаза, когда она это говорила, никогда не забуду.
А посему — надо молчать, надо прятаться в свою норку, надо прикинуться ветошью и не отсвечивать. Жить не по лжи не получается; наверное, в таком случае надо лгать ради близких. Хоть немного, да скостится…
Или это я себя оправдываю? Замазываю свою трусость от окружающих и самого себя? Боюсь взглянуть правде в глаза?
Оправдываю? Но как же быть с родными?
С друзьями решил встретиться. Думаю — вот выберем вечерок, посидим в любимом баре… С начала войны не встречались — наверное, стыдно в глаза друг другу смотреть.
В баре музыка хорошая, негромкая, легкая музыка — то, что надо. Девочки красивые приносят пиво… Еда вкусная, и вроде как не слишком дорого (может, уже и дорого). Уютное местечко.
Потом думаю — э-э-э, нет. Лучше уж как в мамины времена, дома посидеть. Девочек дома хорошеньких, увы, нету, пиво магазинное, зато за соседним столиком никто тебя не подслушает, и уж точно никто не станет вопить над ухом о фашистах на Украине…
Возврат к прошлому, так возврат. Был такой культовый фильм — «Назад в будущее»; у нас же иное кино: вперед в прошлое. Крадемся на кухни, чтобы хотя бы там иметь возможность не шептать.
Да и там шепчем: мало ли.
Привыкли шептать, нормально говорить скоро разучимся.
Кстати, насчет собеседников: в общении проявляется один из видов страха особого — отборного сорта. Такого страха я доселе не испытывал. В конце концов, страх перед арестом, перед органами — вещь для нашего брата россиянина естественная, а забота о ближнем вообще почти для всех людей свойственна.
Но никогда еще я так не боялся разочаровываться в людях. Мы сейчас так стали одиноки, нам так нужны друзья… Вот когда начинаешь их ценить.
Страх. Страх того, что из симпатичного доброго приятеля вдруг полезет коричневая жижа «патриотизма»; что приятный умный добрый товарищ засмердит, заблюет все вокруг пропагандистской блевотиной… И неважно, искренне ли он оправдывает войну или кривит ради чего-то душой.
Насколько мы уверены в окружающих нас людях?
Ой, как это боязно, увидеть такое в знакомых лицах. А сколько их было! Встретился я как-то на днях со своей однокурсницей. Я в нее влюблен был. Такая милая девочка — глазищи в пол-лица, ямочки на щечках, улыбчивая, солнечная.
Долго общались, потом долго не виделись, а вот сейчас довелось пересечься.
Все осталось — и глазищи, и ямочки на щеках. Я прямо растрогался. Я поседел, постарел, а она — молодая, красивая, милая, солнечная…
Милая солнечная девочка сказала:
— Ты же понимаешь, эта война неизбежна. Ее надо было развязать.
— Нет, — сказал я.
Большие глаза посмотрели на меня с жалостью — как на неразумного ребенка.
— Надо в корне извести фашизм! — разъяснила мне девочка и добавила:
— Жалко, что мы не взяли Киев, надо их бомбить, сволочей… Ничего, еще возьмем.
И улыбнулась ласково. Она тоже растрогалась встречей со старым знакомым.
Последней встречей. Впрочем, не будем зарекаться…
Сколько дружб уже так порушено, да что там дружб — сколько семей расколото?
Боязно уже с людьми контачить, вот что я вам скажу. Вообще — с людьми. Со всеми. Одному не страшно…
Так что отложим новые знакомства до новой эпохи. Если она наступит.
А уж чужака спросить что он думает — это вообще нереально. Я пробовал так делать в северном краю, где живут люди прямые, честные и, между прочим, очень злые на власть и этой власти немало досадившие. Ведь именно там случился Шиес…
Водитель мой, пожилой мужик из Котласа, рассказывал откровенно и охотно, что у них с работой плохо, с медициной плохо, все разворовали, лес давно свели под корень, он вырос опять и его опять вырубают… Реки мелеют. Дороги разбиты. Власти он поносил — любо-дорого слушать.
У мужика был большой дом в одной из деревень по Северной Двине. Он отдал его детям, а сам ютится в крохотной съёмной однушке: «им нужнее». По соседству живет одинокая старушка, так он ей безвозмездно и по собственному почину помогает, продукты ей покупает, обеды варит, в поликлинику возит… «Не могу видеть, — говорит, — как она одна мучается».
А затем мужик стал, тараща глаза, рассказывать об украинских боевых комарах и страшной Америке, которая хочет нас уничтожить, о том, что на нас напали, а мы защищаемся…
Я тихонечко напомнил, что начали-то войну мы. Это ведь факт. Спорить я не собирался… Мужик осекся, посмотрел на меня как-то странно и пробормотал с опаской:
— Ну, мы тут люди маленькие… По телеку сказали — значит, правда. Там врать не будут…
Остаток пути мы провели в молчании.
Я раздумывал, покрываясь холодным потом: сдаст или нет? О чем он думал, не знаю. Но губы сжал крепко… Хорошо, что до гостиницы добросил. На следующий день он меня не повез. Даже деньги не помогли.
Но не сдал. Уже хорошо, но страху я натерпелся, будьте уверены…
А военную реальность принимать что — не страшно? Как я понимаю людей, которые закрываются в свой кокон, закутываются своей жизнью как в защитное покрывало, и знать ничего не хотят! О, да, зачем каждый день выслушивать про ужасы войны! Про убитых… Про бомбежки украинских городов…
Давайте лучше говорить о том, что в магазинах исчез чай Twinings. Представляете — нигде не найти! Вот жизнь настала, без чая-то этого! Просто беда… И вообще, все так дорожает…
Я и сам глаза отвожу от таких сообщений. Я больше не могу читать про умирающих украинских детей. Про разрушенные школы, церкви, музеи, театры…
Мне нечем помочь. Я бессилен что-нибудь изменить. Ничего нельзя сделать, ничего!
Это страх отчаяния, страх собственного стыда, страх собственного страха.
Чуть ли не самый главный страх, король всех страхов — это то, на чем основано современное российское общество: нежелание перемен. Ужас перед будущим, его полнейшее отторжение.
Лютый ужас. Кошмар всех кошмаров.
И ведь то, что творится, далеко не всех устраивает. Война — всегда ужасно, а война, развязанная твоим государством — невыносимо дико, больно, аж кричать охота. Кричать — охота, а менять (и меняться) — нет.
К примеру, гражданин России панически боится менять работу. В западном обществе это в порядке вещей, а у нас не принято. Так же и с местом жительства… Да со всем.
В Африке есть такая рыба: протоптер. Она может выживать без воды. Среда ее обитания — грязь. Когда ее водоем пересыхает, она роет себе в иле гнездо и там засыпает, формируя вокруг себя кокон из слизи. Когда вода возвращается, рыба просыпается.
Мы очень схожи с протоптерами — мы формируем вокруг себя кокон, замираем и ждем, когда вода вернется. А вернется ли?
А уж в политике-то! Перемены в политике! Одна мысль об этом вызывает обморочное состояние.
Поэтому и выборы у нас всегда заканчиваются одинаково: за власть — даже не из-за махинаций, подтасовок, фальшивок, вбросов, а потому что — выборы, перемены.
С — значит «стабильность».
Власть плохая, но не пришла бы еще хуже… В стране хреново, но может быть еще хреновее… Сейчас-то живем ничего, вот чая только нету, навигатор плохо стал работать, цены растут, Украину бомбим полтора года подряд, почти со всем миром в контрах, но это ладно; как бы не стало хуже.
Я думаю, что когда русский человек попадает в ад, он голосует там за чертей. Потому что те черти, что есть — они еще ничего, ну в кипящее масло окунут, ну пятки поджарят порой, ну что ж, бывает; у ребят работа такая, понимать надо. А вот как бы другие черти не пришли, такие, что нынешним тошно станет…
Всегда же есть хуже.
А русский человек — он знает только «хуже», он в «лучше» просто не верит. Нет у него такой опции. Поэтому и будущего у него нет; прошлое подменили, как «куклой» настоящие деньги. Так что мы теперь располагаем только настоящим.
Так что спаси нас, господи, от всяких перемен.
Не стану рассуждать, откуда у нас взялась эта черта — из лихих ли девяностых, из тяжелого ли как камень двадцатого века, раньше ли. Этим пусть займутся политологи, эксперты и историки. Если наберусь храбрости, почитаю.
Я же скажу так: день прожит, и ладно.
Когда я писал о скромности, я не покривил душой: я никогда не был и не строил из себя героя. Не претендовал, как говорится. Восхищался ими, но сам не хотел вставать в их ряды, да и не смог бы, вероятно. Впрочем, не пробовал…
Но ведь и трусом я никогда не был!
У братьев Стругацких в романе «Волны гасят ветер» есть сцена, где людены отбирают людей по принципу, основанному на страхе: насылают на поселок жутких созданий. Большинство в панике разбегается. И один из таких беглецов говорит: «Никогда не думал, что со мной может такое случиться. Я, конечно, не Следопыт и не Прогрессор… Но и у меня в жизни бывали острые ситуации, и я всегда вел себя вполне прилично… Я не понимаю, что со мной произошло. Пытаюсь объяснить это самому себе, и у меня ничего не получается… Словно наваждение какое-то…»
Вот и я ровно так же. У меня в жизни случались острые ситуации, и я не пасовал. А сейчас словно, понимаете ли, наваждение какое-то…
Сам себя не узнаю. Сам себя презираю. И держу рот на замке. «Дяденьки, не бейте меня!»
Что же нас так напугало? Что так искалечило?
Долго нас к этому приучали, конечно…
И все-таки — когда же мы стали такими трусами? Неужели 24 февраля 2022 года?
И — как это исправлять? У меня нет ответа. Может быть, когда станет светлее, мы обретем возможность не бояться? Может, тогда у нас появится голос?
Страшно подумать, что мы навсегда его лишились. Хочется надеяться, что глубоко внутри у нас еще прячутся остатки былой смелости, и придет то время, когда они прорастут, и мы перестанем бояться.
Или надо стиснуть зубы и учиться быть смелыми? Ну хотя бы глядя на соседнюю страну, которую мое государство никак не может поставить на колени. Пример-то перед глазами…
Да глаза не видят.
Кстати, отбивную я все-таки пожарил. Кушать-то надо…
У меня еще есть, так что заходите в гости, пошепчемся. Только предупреждайте заранее.
Просто так не открою.