Российский антивоенный
журнал
ПИСАТЕЛЬ,
ПРИНОСЯЩИЙ ДОБРОТУ
Мы продолжаем знакомить вас с лауреатами премии Хемингуэя, учрежденной в Канаде издательством «Litsvet» и журналом «Новый Свет».
Сегодня мы предоставляем вам победителя 2022 года в номинации «Крупная проза» Александра Велина. Он получил ее за роман «Сердце Демидина» (издательство «АСТ», 2021, номинант премии "Национальный бестселлер 2022").
Александр Велин — прозаик, художник, по образованию математик. Работал учителем, программистом, жил в СССР, Израиле. Живёт в Канаде и США.
Знаете, что нам отчаянно не хватает сейчас? Справедливости? Свободы? Победы? Хорошей литературы? Все так. Нам проще перечислить, что у нас осталось – столько многого у нас теперь не хватает.
Но в первую очередь нам очень-очень не хватает доброты.
Ее вам предлагает Александр Велин. В его прозе есть и прекрасный язык, и мысль, и неожиданные повороты, а уж в «Сердце Демидина» такие повороты, что голова закружится.
Но еще в его произведениях есть мягкий добрый юмор.
Дело в том, что Велин — сказочник. Не просто писатель, пишущий какие-то книги для детей, а самый что ни на есть настоящий сказочник. Вот посмотрите (из цикла сказок про добрых людей для портала «Текстура»).
Пришёл Тёма с папой в книжный, а он ещё закрыт и до открытия целых пятнадцать минут. Они обошли вокруг книжного раз и другой. Тёма заскучал, от скуки прижал ладонь к стене магазина и так идёт, а папа ему говорит:
— Если ты так будешь всё время идти, этот магазин станет очень чистым, а твоя ладонь — очень грязной.
Тёма засмеялся и отвечает:
— Это ты, папа, шутишь.
— Шучу, — признался папа.
Идут они дальше.
— Когда магазин откроется? — спрашивает Тёма.
— Через пятнадцать минут.
— За пятнадцать минут мы много успеем пройти, — говорит Тёма.
— Если в секунду будем проходить миллиард световых лет, — отвечает папа, — всего лишь за сто секунд мы, пожалуй, доберёмся до другой галактики.
Тёма внимательно посмотрел на папу и говорит:
— Что-то ты много шутишь сегодня, папа.
Папа увидел, что Тёма внимательно на него смотрит и сказал:
— Вижу, ты начинаешь догадываться, что я не просто папа.
— А кто? — спросил Тёма.
— Я супергерой. Моё геройское имя Шуточкин-Прибауточкин, и у меня сегодня важный день.
— Какой такой день?
— Я должен победить могущественного врага из другой галактики.
— А как его победить? — спросил Тёма.
— Только шуточками, — ответил папа. — Но мне нужен помощник. Один я не справлюсь.
— Я буду твоим помощником! — вызвался Тёма.
И они полетели в другую галактику, на самую страшную её планету, в самое ужасное на этой планете место. Там такое всё серое, с улицами серыми, домами. По улицам медленно едут машины с хмурыми роботами, и светофоры на улицах тоже серые, и даже вместо зелёного, красного и жёлтого цветов на светофорах появляются серые надписи: «кошмар», «конец» и ещё «печальная неизбежность».
И космодром есть на планете, а на космодроме космические корабли с пушками, которые стреляют скукой и неприятностями. Всё уже приготовлено для захвата нашей Землю. Самым главным у них громаднющий робот с усами из проволоки.
— Захватите, — говорит роботам, — для меня Землю.
— Обязательно захватим, — отвечают серые роботы.
— Ну, сейчас я им всем задам, — прошептал Тёме папа. — Только нужно подобраться поближе.
Стали папа с Тёмой подбираться поближе, а громаднющий робот как подпрыгнет и говорит:
— Хватайте его! Долго я тебя поджидал да подкарауливал, супергерой Шуточкин-Прибауточкин!
Тут же множество серых роботов напали на папу и привязали его к кораблю и не дают ему шутить.
Папа тогда крикнул.
— Шути ты, Тёма!
— Так, — грозно сказал Тёма. — Сейчас я буду шутить.
Роботы как услышали — попятились.
— Не бойтесь, он слишком маленький шутить-то, — сказал громаднющий робот с усами.
— Ничего я не слишком маленький, — сказал Тёма. — Я в самый раз маленький.
— Ой, — говорит робот с усами. — Ой-ой-ой. Кажется, он шутить умеет. В таком юном возрасте.
— Ещё как умею, — говорит Тёма. — Я как родился, сразу начал шутить.
— Перестань, — говорит громаднющий робот, сам хихикает, не может удержаться. — Мне нельзя смеяться.
Смеётся, и винтики из него вылетают. Ага, вот почему им нельзя смеяться!
— А ну-ка отпусти моего папу Шуточкина-Прибауточкина, и Землю не завоёвывай, — приказывает ему Тёма. — А то я так пошучу, что из тебя всё высыплется.
Громаднющий робот повелел отпустить папу, Землю не завоёвывать, и Тёма с папой назад полетели. Прилетают, а на Земле целых пятнадцать минут прошло, и продавщица в книжном магазине двери отпирает. Спрашивает Тиму и папу, чего это вы такие запыхавшиеся.
Тёма ей отвечает:
— Мы сюда из другой галактики бежали.
Тут женщина головой покачала и говорит Тёме:
— Ну ты мальчик и шутник!
* * *
«Сердце Демидина» — это первая большая книга писателя.
«Внешний слой книги питается от субкультур позднего СССР, а корни уходят в глубь европейских мифов посмертного существования. Возможно, со времен «Альтиста Данилова» вы еще не читали столь изобретательного и густо населенного фэнтези. Ученые-физики, мистики, сектанты и выкликаемая ими эзотерическая шушера вступают в невероятные и занимательно рассказанные взаимодействия. За каждым поворотом сюжета кто-то может провалиться в недра иерархически устроенного ада», — говорилось в одной из рецензий на роман.
На наш взгляд, для такой книги суховато.
Гораздо лучше написал кинокритик и эссеист Борис Локшин: «Это невероятно яркая и веселая книга. Ее можно, конечно, читать, как очень увлекательную фэнтэзи, прямо наследующую «Понедельнику…» Стругацких, к которому, я, кстати, всегда был равнодушен, как и к любой сказочной литературе такого рода. Но «Сердце Демидина» — это еще и сказ о посмертных мытарствах грешной души, и сложная сведенборговская космогония наследующая «Розе Мира» Даниила Андреева, и настоящий гебический реализм (какая характеристика! – РАЖ), как у Пелевина, и, одновременно, захватывающий триллер, от которого невозможно оторваться. К тому же это очень смешная и остроумная, и немного ностальгическая пародия на все советское. При этом Велин абсолютно оригинальный автор, обладающий сильным собственным голосом. Его ни с кем не спутаешь».
Правда, не споря ни с наследованием Стругацким, ни с «Альтистом Даниловым», мы бы здесь еще Булгакова вспомнили — не «Мастера» даже, а «Дьяволиаду».
Велин признавался, что писал роман «лет десять». Это явно не зря потраченные годы. Это, братцы, захватывает – не оторвешься.
«Вдруг, среди множества лиц и взглядов, тяжёлый нечеловеческий взгляд обморозил обнажившуюся душу отца Леонида.
На него пялились холодные рыбьи глаза, тонкие острые кости целились в его грудь, и он увидел, как по недоеденному боку, словно кровавая рана, тянется сделанная из паприки надпись.
Надпись гласила: «МЕНЕТЕКЕЛПАРЕС», а рядом на блюде валялся отрубленный хвост с оставшимися буквами «ОВИЧ». Всё вместе это означало, конечно, Менетек Елпаресович, то есть хозяин ресторана Менетек Елпаресович Казбеков, но отец Леонид с трепетом понял, что первая, не отрубленная часть надписи означает знаменитое «МЕНЕ ТЕКЕЛ ПАРЕС» — ужасные слова, выведенные рукой ангела во время последнего пира вавилонского царя Валтасара, вскоре после которого Вавилон был захвачен врагами, а сам Валтасар убит.
— Погибла страна! — горестно выдохнул отец Леонид, попытавшись схватить себя за волосы, но бдительный старший лейтенант Коньков перехватил его руку.
— Молчи! — зашипел он, озираясь, не услышал ли кто.
Но веселящиеся были слишком увлечены своими праздниками.
Что-то ёкнуло в мозгу у отца Леонида, он сделался страшен и начал приподниматься из-за стола, не обращая внимания на вцепившегося в него бледного Конькова.
— Изыди, пустота между костями! — пробасил отец Леонид, указуя на страшную рыбу.
Коньков всё шипел и тянул его за полу пиджака».
А еще мы очень рекомендуем найти и посмотреть картины и иллюстрации Александра Велина. Это замечательная живопись.
* * *
Ежегодная литературная премия имени Эрнеста Хемингуэя учреждена в 2015 году издательством «Litsvet» и журналом «Новый Свет» в Канаде. Премия присуждается за произведения, написанные на русском языке или за литературный перевод на русский язык, опубликованные в журнале «Новый Свет», либо изданные издательством «Litsvet» в нескольких номинациях: Проза, Поэзия, Критика, Публицистика, Детское произведение и Редакторская номинация. Количество номинаций из года в год может меняться.