top of page

ИСКУССТВО НИ
ЗАПРЕЩАТЬ,
НИ ОТМЕНЯТЬ
НЕЛЬЗЯ

Деменок.jpg

Мы продолжаем знакомить вас с лауреатами премии Хемингуэя, учрежденной в Канаде издательством «Litsvet» и журналом «Новый Свет».

 

* * *

Сегодня мы предоставляем вам победителя 2022 года в номинации «Публицистика». Им стал писатель, журналист, историк искусства (а еще меценат, бизнесмен, и так далее, и так далее) Евгений Деменок (Чехия) с эссе «Сквозь призму истории».

Евгений Деменок родился в 1969 году в Одессе, живёт в Праге. Один из создателей литературной студии «Зелёная лампа» при Всемирном клубе одесситов. Член Национального Союза журналистов Украины, Союза европейских журналистов.

Автор многочисленных публикаций в журналах, газетах и литературных сборниках Украины, России, Чехии, США, Канады, Греции, Кипра, Израиля. Автор пяти книг, в том числе «Новое о Бурлюках» (2013), «Казус Бени Крика» (2015, переиздана в 2018) и «Вся Одесса очень велика» (2016).

Лауреат литературных премий.

Член Президентского совета Всемирного клуба одесситов. По инициативе и за счёт Евгения в Одессе установлены мемориальные доски Юрию Олеше, Кириаку Костанди, Михаилу Врубелю, Давиду Бурлюку, Алексею Кручёных.

 

Надо сказать, что темы, которыми занимается Евгений Деменок, для автора этого обзора очень симпатичны, потому что нет ничего более притягательного и обаятельного в литературе, чем «южная школа», а уж Олеша давно выучен наизусть, равно как и другие писатели, к этой школе принадлежащие...

Журналист, писатель, историк литературы Евгений Голубовский писал о Евгении Деменке в опубликованном в журнале «Гостиная» эссе: «Евгений Деменок – одессит.

В каждый данный момент жизни он может находиться в Нью-Йорке, в Праге, на Кипре, в Черногории… Но, где бы ни был, он ощущает себя одесситом. Не только потому, что родился 5 июля 1969 года в Одессе, но потому, что воспринял дух этого города, стал частью его легенды. Путешествия Юрия Олеши по улицам города – это и его дороги, исхоженные детством…»

При подготовке этого обзора мы прочли много из того, что говорил и писал Евгений Деменок. С какой любовью он рассказывает об Одессе и одесситах! Знаете, может, такая параллель неуместна, но, читая о его изысканиях о Соне Делоне («Выяснилось, что в пять лет она уехала из Одессы, на самом деле она Сара Штерн, в пять лет ее усыновил дядя, брат матери, фамилия которого была Терк, и она стала Сарой Терк»); Врубеле («В Одессе, если ты спросишь людей, знают ли они, что Врубель имеет отношение к Одессе, практически никто не ответит "да". Правда, с определенного времени, после того, как я ему установил мемориальную доску, какие-то одесситы уже об этом знают, и мы пошумели в прессе. А Михаил Врубель окончил Ришельевскую гимназию с отличием. Он был одним из первых учеников в Одесской рисовальной школе в 1860–62 году (мы наши его фамилию в перечне студентов)…» я вспомнил книги знаменитого исследователя литературы Ираклия Андроникова. И там, и там я встретил одно и то же тепло, любовь, невероятно искреннее увлечение своим делом…

 

Евгений Деменок и сейчас думает, говорит и пишет об Одессе. Только сейчас в Одессе, как и по всей Украине, звучат взрывы и гибнут люди. Гибнут от российских обстрелов. От российских снарядов, от российской руки.

 

«Одесситы всегда отличались оптимизмом, который присутствует и сейчас. У нас и концерты, и ночные клубы, конечно, до комендантского часа, работают, и люди пытаются несмотря ни на что ходить на пляж. Купаться нельзя, но хотя бы позагорать. Пост в одной из одесских групп «какой безопасный пляж вы посоветуете для отдыха с ребенком» собрал 270 комментариев со одним смыслом: «Вы что, с луны свалились?», - говорил Деменок в одном из интервью (Radio Prague International, 2023 год).

 

* * *

«По Одессе легко и приятно прокладывать маршруты. Идя за продуктами на Новый рынок, можно пройтись дорогой, которой шел в гимназию маленький Юрий Олеша — благо, он подробно описал маршрут в своей «Книге прощания». По пути в библиотеку можно заглянуть во двор дома сорок шесть, где жил Кириак Костанди, пройти мимо дома Фундуклея, куда с докладами к тогда еще графу Воронцову приходил Пушкин, зайти во двор дома номер тридцать шесть, где почти двадцать лет прожил Илья Мечников. Рядом с библиотекой, в одиннадцатом номере, в 1911-м выставляли свои работы участники второго «Салона» Владимира Издебского, того самого салона, который стал чуть ли не бенефисом Василия Кандинского и братьев Бурлюков.

Выйдя из библиотеки, можно спуститься по Пастера, чтобы взглянуть на дом, в котором жили родители Сони Делоне, а потом, пройдя мимо медицинского университета, куда я когда-то безуспешно пытался поступить, выйти к художественному музею. Идя потом вверх, по Софиевской, пройти мимо дома, в котором останавливались в 1885-м Михаил Врубель с Валентином Серовым, а, подойдя к дому на углу с Преображенской, поднять голову наверх, чтобы найти окна комнаты Бурлюков, той самой комнаты «под крышей, с окнами бойницами, где по потолку Воронцовский маяк проводил полосы своих огней».

В общем, спрятаться от истории совершенно невозможно», - пишет Деменок в своем очень поэтическом и тонком эссе «Сквозь призму истории».

Мы можем только пожелать – Одессе и Украине мира, чтобы можно было спокойно пройти по этим чудесным одесским улочкам и поднять голову наверх, чтобы найти дом родителей Сони Делоне, Врубеля с Серовым, окна комнаты Бурлюков…

 

От истории не спрятаться. Те, кто сейчас бьют по Одессе, этого еще не знают. Узнают.

 

А мы приведем еще одну цитату из вышеупомянутого интервью:

«… неважно, какой ты национальности, важно, на чьей ты стороне в этой жуткой войне. Поэтому всё мое сотрудничество сохранилось. Что касается культуры отмены, то важно разделить некоторые вещи. Во-первых, отделить искусство от культуры. Мы же всегда это смешиваем, а культура может быть и бытовая, нравы и обычаи – это шире, чем художественные проявления. А люди искусства всегда наднациональны. Тот же Толстой, Достоевский, Пушкин, с которым у нас в Украине сейчас идет непримиримая борьба, в которой сам Пушкин, правда, не участвует. И обвинять его в том, что делает Путин и путиноиды, бессмысленно и глупо. Почему-то концентрация идет на русской литературе, вместо того чтобы концентрироваться на русской политике и пропаганде и обвинять именно их. Существует сегодняшняя «глубинная» российская культура, густо замешанная на тюремной и зековской культуре. Она чекистско-зековская – не даром появляются эти дебильные шуточки Путина. Так вот, эту культуру, с русским матом и так далее, хорошо бы отменить навсегда, чтобы она исчезла. А искусство, особенно в своих высоких проявлениях, – это часть общемирового наследия, и его, безусловно, ни запрещать, ни отменять нельзя».

 

Да будет так.

 

* * *

Ежегодная литературная премия имени Эрнеста Хемингуэя учреждена в 2015 году издательством «Litsvet» и журналом «Новый Свет» в Канаде. Премия присуждается за произведения, написанные на русском языке или за литературный перевод на русский язык, опубликованные в журнале «Новый Свет», либо изданные издательством «Litsvet» в нескольких номинациях: Проза, Поэзия, Критика, Публицистика, Детское произведение и Редакторская номинация. Количество номинаций из года в год может меняться.

bottom of page