top of page

ОБЗОР НОВОСТЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗА ИЮНЬ 2024 г.

Sean Michaels

22 мар. 2023 г.

This is placeholder text. To change this content, double-click on the element and click Change Content.

3-9 ИЮНЯ

 

Неделя очень насыщенная: и, увы, судами, и мероприятиями (ПМЭФ и фестиваль «Красная площадь). Поэтому обзор для вашего удобства разбиваем на рубрики.

 

СУДЫ, УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА, ПРОТОКОЛЫ, ШТРАФЫ, УВОЛЬНЕНИЯ И ДРУГОЕ

— 2-й окружной военный суд продолжил рассматривать дело Евгении Беркович и Светланы Петрийчук. Выступали свидетели защиты, в том числе театральный критик Татьяна Тихоновец, актер Вениамин Смехов, актриса Ксения Раппопорт, которые приводили яркие и убедительные доводы в пользу спектакля «Финист Ясный сокол». Особенно ярким было выступление Смехова.

Был так же допрошен свидетель обвинения, оперативник центра «Э» Роман Лисуков. Из его допроса выяснилось, что подпольную запись спектакля в ЦПЭ принес некий неравнодушный гражданин, который «очень сильно опасается за свою жизнь», а потому ему имя в деле не фигурирует.

В закрытой части судебного заседания выступали близкие Светланы Петрийчук, её родные сёстры Юля и Людмила.

В этом процессе обращает на себя внимание яркость выступающих свидетелей как защиты, так и обвинения, абсолютная серость представительницы прокуратуры (похоже, ей просто сказать нечего) и манера поведения судьи Юрия Массина. Он демонстративно проявляет интерес, желание разобраться, ведет себя благожелательно, иногда даже пытается пошутить, и не высказывает ни малейшей жесткости или издевательств в сторону подсудимых и их свидетелей (как это теперь часто бывает на политических процессах). Однако именно он продлил Жене и Свете арест сразу на полгода, до 22 октября.

Следующее заседание пройдет 10 июня в 11:00.

— Верховный суд отклонил кассационную жалобу на приговор социолога Бориса Кагарлицкого, осужденного на 5 лет колонии за «призывы к терроризму».

— Кассация утвердила приговор фигуранту «Маяковских чтений» Николаю Дайнеко. В мае 2023 года мужчину приговорили к четырем годам колонии общего режима. Дайнеко заключил досудебное соглашение со следствием, из-за чего его дело рассматривали отдельно.

— Журналисту Михаилу Фельдману утвердили приговор в два года колонии по делу о «дискредитации армии».

— Суд отказался рассматривать жалобу журналистки Антонины Фаворской на запрет свиданий в СИЗО. Кроме того, следствие отстранило от дела адвоката Федора Сироша.

— Мосгорсуд отложил апелляцию на приговор Олега Орлова по делу о повторной «дискредитации» армии. Выступая по видеосвязи из СИЗО в Сызрани, Орлов заявил, что его права при подготовке к процессу были грубо нарушены. Судья Мария Ларкина отложила заседание на 11 июля.

— Басманный суд Москвы заочно арестовал журналиста Дмитрия Колезева по делу о «военных фейках».

— Дело поэта Славы Малахова о «повторной дискредитации армии» передано в суд. Тем временем, ему вменили еще один пост.

— В военный суд в Москве поступило дело украинского телеведущего Дмитрия Гордона. Его обвиняют в призывах к агрессивной войне, экстремизме, оправданию терроризма и фейках об армии.

— СКР начал в отношении Андрея Макаревича доследственную проверку после его беседы с пранкерами.

— РКН передал информацию в СКР о 45 «иноагентах», систематически нарушавших требования о маркировке материалов, из них в отношении 25 возбуждены уголовные дела.

— На Антона Долина составили протокол о сотрудничестве с «нежелательной» организацией. Долин пишет рецензии для «Медузы».

— На главреда Agentura.ru Андрея Солдатова составили протокол о «нежелательной» организации за комментарий «Медузе». Дата рассмотрения пока не назначена.

— Останкинский суд Москвы зарегистрировал материалы административного дела против журналистки Аси Зольниковой из-за протокола по статье об участии в деятельности «нежелательной» организации.

— Суд отложил слушания по делу об участии Бориса Вишневского в деятельности «нежелательной организации». На заседание не пришел прокурор.

— Илью Варламова оштрафовали на 30 тысяч рублей по статье об отсутствии «иноагентской» маркировки.

— На журналистов Романа Баданина и Юрия Дудя составили протоколы об

отсутствии маркировки «иноагента» на публикациях.

— На двух журналистов, главреда интернет-издания Newsader Александра Кушнаря в Хабаровске и сотрудника газеты «Новое дело» Идриса Юсупова в Махачкале, составили «иноагентские» протоколы.

— На редактора «Важных историй» Алесю Мароховскую составили протоколы по статье о непредоставлении «иноагентских» отчетов.

— На компанию псковской журналистки Людмилы Савицкой ООО «Журналист — иностранный агент» составили протокол о непредоставлении отчета о деятельности иностранного агента.

— Редактора монархической газеты «Колоколъ» Станислава Терентьева оштрафовали в Волгограде на две тысячи рублей из-за фото со свастиками и буквой V.

— Суд признал независимое СМИ «Омское гражданское объединение» экстремистским сообществом.

— «Кинопоиск» в очередной раз оштрафовали по статье об ЛГБТ-»пропаганде», теперь на 1,5 млн рублей.

— Псковский суд третий раз вернул протокол о дискредитации армии на писателя и журналиста Михаила Зыгаря и потребовал прекратить производство из-за истечения сроков давности.

— 63-летнюю журналистку, фигурантку дела о вымогательстве, отпустили из СИЗО: Наталье Балякиной из города Чайковский смягчили меру пресечения до запрета определенных действий. Балякина находилась в заключении с 9 февраля.

— Книгоиздателю и левому активисту Василию Кузьмину вернули изъятые в ходе апрельского обыска книги.

— Театроведа и главреда «Петербургского театрального журнала» Марину Дмитревскую уволили из РГИСИ после того, как суд оштрафовал ее по статье о дискредитации армии. Руководство института посчитало, что Дмитревская совершила «аморальный проступок». Дмитревская намерена подавать в суд. Студенты и выпускники РГИСИ провели акцию в поддержку Дмитревской.

— В Театре ВШЭ отменили спектакль «Зона», как не отвечающий «духу и ценностям» ВШЭ.

— «Яндекс.Музыка», возможно, станет маркировать «иноагентов». Маркировка «иноагентов» появилась в коде приложения «Яндекс.Музыка», но пока не используется сервисом. Требование разработать маркировку артистов-»иноагентов» получили все стриминговые платформы, рассказал «Агентству» сотрудник одного из стримингов.

— Минкульт планирует изменить законодательство таким образом, чтобы прокатное удостоверение не получали фильмы, которые не соответствуют «традиционным ценностям», сообщил на ПМЭФ директор департамента кинематографии и цифрового развития Минкульта Дмитрий Давиденко.

— В РАН принесли извинения ученому-лингвисту Анне Пичхадзе за то, что ее не допустили на общее собрание, заявил РБК президент РАН Геннадий Красников. Существование каких-либо черных списков он отрицает. Однако другие собеседники РБК все-таки сказали, что список был.

— Романы Юкио Мисимы маркировали плашками «иноагента» в воронежском «Читай-городе» на улице 20-летия Октября. Речь идет о романах «Золотой храм» и «Исповедь маски». Судя по всему, плашка предназначалась для Акунина, который переводил оба романа Мисимы. Издательство «Азбука-Аттикус» объяснило маркировку «технической ошибкой».

— «Эксмо Казахстан» внес Ремарка в реестр «иностранных агентов» на маркетплейсе Ozon, обратил внимание канал SVTV NEWS. На фотографии обложки книги «Время жить и время умирать» появилась соответствующая плашка.

— «ОВД-Инфо» запустил спецпроект «Как Россия возвращается в тоталитаризм». В нем журналисты, экономисты, социологи и политологи проанализировали то, как менялась Россия за последние 10 лет в пяти блоках: пропаганда, цензура, выборы, протесты и силовики.

 

ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ КНИЖНОГО РЫНКА

— На минувшей неделе вышел новый отраслевой доклад «Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития» за 2023 год. Он подготовлен Минцифры совместно с Ассоциацией книгораспространителей и журналом «Книжная индустрия», авторским коллективом в составе А.Воропаева, С.Зориной, Е.Зениной, О.Казаковой под общей редакцией директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры В.Григорьева.

— Тон докладу задает первая же фраза: «ситуацию на книжном рынке, складывавшуюся в 2023 году, можно охарактеризовать как достаточно нестабильную».

Сократилось число названий, совокупный тираж, совокупный листаж, оборот книжных магазинов. Стало меньше издательств и изданий, в том числе переводных.

Регистрируют падение как по количеству, так и по тиражам книг и в 2024 году.

Вырос общий объём рынка электронных и аудиокниг, рынок цифрового самиздата.

— Общий объём книжного рынка России достиг отметки 120,35 млрд руб., что на 9,6% выше показателей 2022 г. Однако данный показатель был достигнут за счёт роста розничных цен, которые с лихвой компенсировали падение продаж в экземплярном выражении.

— Рейтинг по числу выпущенных книг и брошюр возглавляет издательство «АСТ», на второй строчке — «Эксмо», на третьей — «Просвещение».

По тиражу первое место уже много лет подряд занимает «Просвещение», затем «Эксмо», на третьем месте «АСТ».

— Рост типографских и редакционных услуг и стоимости материалов приводит к повышению себестоимости книжного издания практически у всех издательств. Средний рост отпускной (издательской цены) в 2023 г. составил 11,5%, средняя отпускная цена по итогам года составила 455,02 руб.

Средняя розничная цена книги в книжных магазинах в 2023 г. составила 462,43 руб., что на 8,7% выше уровня 2022 г. (425,42 руб.).

Средний чек покупателя в 2023 г. вырос на 5%, составив 1 166 руб. (в 2022 г. – 1 110 руб.). При этом средний чек в книжных магазинах Москвы почти в 2 раза выше регионального.

— Участники рынка отмечают нарастающий кадровый голод: не хватает грамотных сотрудников, знающих книгу и способных её представить покупателю. Зарплаты в книжных магазинах не могут конкурировать с зарплатами в других отраслях экономики. Для сохранения рентабельности книжным магазинам приходилось добавлять другие группы товаров.

— Отмечается рост доли российских авторов в портфелях издательств: издатели вынуждены искать замену ушедшим из России зарубежным авторам.

— Специалисты отмечают низкий уровень обеспеченности книжными магазинами российских городов-миллионников. По этому показателю российские города заметно отстают от зарубежных. Кроме того, книжные магазины закрываются – их стало меньше.

— Первое место в рейтинге самых продаваемых в 2023 году печатных книг в России в сегменте художественной литературы среди российских авторов занял Достоевский с «Преступлением и наказанием». На втором месте Виктор Пелевин, «Путешествие в Элевсин», третье место занял Владимир Набоков с «Лолитой».

Из зарубежных писателей самой продаваемой печатной книгой в сегменте худлита в прошлом году оказался «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. На второе место сместился Джордж Оруэлл с «1984». Мосян Тунсю, «Благословение небожителей», занял третье место.

В сегменте российских детских авторов первое место заняла «Чебурашка. Официальная новеллизация» Анны Масловой; из зарубежных авторов в этом сегменте на первом месте Фрауке Шойнеманн, «Агент на мягких лапах».

В сегменте российских авторов Non-fiction лидирует О.Примаченко «К себе нежно; среди зарубежных авторов Non-fiction на первом месте оказался Э.Фромм «Искусство любить».

— Самым издаваемым автором художественной литературы в РФ в 2023 году стала российская писательница Анна Джейн (А.Н.Потапкина). На втором месте Достоевский. Третье место у Агаты Кристи. Отмечается, что многолетний лидер рейтинга тиражей Стивен Кинг по итогам 2023 г. оказался лишь на седьмом месте. Кроме того, авторы доклада обращают внимание, что ещё один многолетний лидер данного рейтинга Дарья Донцова по итогам 2023 года вообще не попала в топ-10 самых издаваемых авторов.

Отмечается также, что в 2023 году поднялись тиражи произведений русских классиков.

Самым популярным автором произведений детской литературы в 2023 году двенадцатый год подряд остаётся К.Чуковский, второе место по совокупному тиражу изданных детских книг занимает Пушкин, на третьем месте – писательница Е.Ульева.

— В докладе объяснили, зачем нужен экспертный центр по «нежелательным» книгам: он позволит «оперативно вести работу по своевременному выявлению деструктивного книжного контента путём проведения соответствующей экспертизы». По мысли авторов, данный экспертный центр также мог бы давать заключения на жалобы граждан в правоохранительные органы.

Кроме того, при Минцифры создан межведомственный координационный совет по вопросам правоприменения законодательства в сфере книжной индустрии. Его цель – координация деятельности контрольных органов с целью недопущения появления в непериодических печатных изданиях информации, распространение которой в РФ запрещено.

— В заключении авторы доклада перечисляют «нерешенные проблемы»: адаптация книжного рынка к новым законам, санкции, закрытие книжных магазинов и электронное книжное пиратство. В целом они назвали прошедший 2023 год для участников рынка «непростым» и обратили внимание на необходимость поддержки отрасли со стороны государства. Отмечается также влияние на отрасль технологий ИИ.

Однако в целом, по их мнению, книжная индустрия в 2023 году «доказала свою высокую степень саморегуляции и социальной ответственности, а также способность содействовать при поддержке государства развитию в стране книжной и читательской культуры как неотъемлемой части отечественной культуры в целом, а также воспитанию нового поколения интеллектуально и духовно развитых граждан нашей страны».

 

ФЕСТИВАЛЬ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ.

— На самом деле, там есть что выбирать и из книг, и из мероприятий, однако официальная часть, конечно, проникнута «патриотизмом». Отмечается количество региональных издательств, что придает некоторый колорит. Конечно, очень много Пушкина и всего, что связано с лейтенантской прозой. Да, конечно, неизбежны выкладки Прилепина, поэзии и прозы военкоров, мероприятия вроде литературной премии «Справедливой России — за правду» в поддержку СВО» (как пишет признанная ныне в РФ нежелательной «Сота», стихи поэтов, пишущих о новой войне, оценивал Сергей Миронов); лекции, обнаружившей Пушкина и Есенина «в духовном пространстве Русского мира» и т.д. Но та же «Сота» в своем репортаже пишет, что «пока «живое» побеждает: яркие книжки с картинками, истории о любви, комиксы, фантастические сюжеты и пушкинская лирика здесь гораздо заметнее, чем милитаристские издания и разоблачения украинского режима. И посетителей на первых стендах предсказуемо больше».

Впрочем, уже на открытии вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула важность литературы о войне и так называемых «новых регионах». «Ещё одно направление, которое мы представляем: всё, что мы знаем о новых регионах. Это рассказы о Донбассе, рассказы с линии фронта, романы о войне», — заявила она. Кроме того, она отметила, что в этом году особое внимание уделено детской литературе, потому что 2024 год объявлен президентом Годом семьи. А президент РКС Сергей Степашин назвал Пушкина пророком. «Я вам постараюсь доказать, что Александр Сергеевич также был и пророком», — сказал Степашин, в качестве доказательства прочитав «Клеветникам России».

— Ключевым мероприятием фестиваля стала VIII конференция «Книжная отрасль России: время консолидации», где собрались все топ-менеджеры российского книгоиздания. Они выступили за кросс-индустриальные коллаборации, видя в них основу для развития отрасли. «В области технологизации отрасли мы видим очень большие резервы. За счет технологий маркетплейсы добились просто потрясающих результатов, и Wildberries №1 в том числе по тому, что все очень удобно, прозрачно и технологично. Про продвижение можно говорить сутками, но нам нужно постараться больше идей реализовывать», — заявил гендиректор «ЭКСМО» Евгений Капьев, предложивший «составить единые показатели измерения чтения».

Директор «РОСМЭН» Борис Кузнецов считает возможным выпускать стартовые стотысячные тиражи книг, однако, по его мнению, для этого нужно забыть, что «мы исключительно только книжники», а стать частью медиарынка.

Президент Ассоциации книгораспространителей, главный редактор журнала «Книжная индустрия» Светлана Зорина заявила о серьезной трансформации книжного рынка в последние годы и выказала тревогу за книжные магазины.

«Если книжная розница до пандемии занимала 67% в общем обороте рынка, то сегодня это 41% коммерческого рынка. Доля книг в торговой площади магазина сегодня в среднем составляет 68%, а в обороте чуть больше половины – 58%. Мы видим падение продаж в классическом ритейле, по итогам 2023 года оно составило 4,9% в рублях и 12,5% в экземплярах», — сообщила она.

Еще одной темой для обсуждения стали книжные клубы, в которых некоторые участники конференции усмотрели потенциал.

— Книжная сеть «Читай-город» составила рейтинг самых востребованных книг первого дня фестиваля «Красная площадь» в павильоне «Художественная литература». Первое место: новинка от Шамиля Идиатуллина, фантастический детектив «Бояться поздно» о молодых людях, застрявших в компьютерной игре. Второе место: новый Young Adult от Аси Лавринович «Планы на лето».

Третье место: финалист премии «Большая книга» 2024 года, роман Алексея Варламова «Одсун. Роман без границ».

— В рамках фестиваля состоялись церемонии вручения нескольких литпремий.

Стали известны лауреаты премии «Лицей». В номинации «Поэзия» первое место занял Леонид Негматов со сборником стихотворений «Открой», в номинации «Проза» — Анна Маркина со сборником рассказов «Рыба моя рыба».

Так, стали известны победители заключительного финала международного конкурса молодежных проектов «Книга будущего-2024». В номинации «Иллюстрация будущего» победила Наталья Подлесных за иллюстрированное издание книги «Миндаль», Сон Вон Пхён (Москва); в номинации «Новые форматы чтения» стала победителем Арина Пислегина — концепция нового медиа-формата книги на примере произведения «Куда отправились эльфы» (Москва); гран-при получила Полина Ломоносова за познавательные занятия с интерактивным глобусом «Вместе с книгой я мир познаю» (Тульская область).

Премия «Русский Детектив» назвала лауреатов четвертого сезона. Елена Бриолле стала лауреатом в номинации «Преступление и наказание: детектив года» за книгу «Черный, как тайна, синий, как смерть». «Открытием года» жюри назвало Александру Райт за детектив «Лишние». Лиза Лосева за произведение «Мертвый невод Егора Лисицы» стала лауреатом в номинации «Автор года». Оксана Есипова за «Опасную связь» победила в номинации «Дебют года». Роман «Профайлер» китайского писателя Лэй Ми признан лучшим иностранным детективом.

Кроме того, на «Красной площади» подвели итоги XVII Международного конкурса книжной иллюстрации и дизайна «Образ книги». В этом году среди обладателей специальных дипломов: «Редакция Елены Шубиной» (издательство АСТ) – за особо художественное издание книги «Моя жизнь: до изгнания» с текстом и иллюстрациями Михаила Шемякина, Татьяна Комер (издательство «Белая ворона») – за оригинальную серию обложек импринта Black Sheep Books, Антон Ломаев (издательство «Лорета») – за артбук «Фэнтези», в котором рассказывается о работе художника в этом жанре, об истории книжной иллюстрации, и другие.

Ассоциация книгоиздателей России подвела итоги своего конкурса. Гран-при удостоился издательский дом «Дагестан» за серию книг к 100-летнему юбилею Расула Гамзатова.

Эта же серия стала лауреатом в номинации «Лучшее издание классической художественной литературы».

— Перед фестивалем объявили шорт-лист «Большой книги». Туда вошли 14 произведений: Аксёнов Василий – сборник «Флегонт, Февруса и другие» (Лимбус-пресс); Алексеева Надя – роман «Полунощница» (АСТ, РЕШ); Березин Владимир – роман «Уранотипия» (журнал «Новый мир»); Бобылёва Дарья – роман «Магазин работает до наступления тьмы» (АСТ); Вагнер Яна – роман «Тоннель» (АСТ, РЕШ); Варламов Алексей – роман «Одсун» (АСТ, РЕШ); Волос Андрей – роман «Облака перемен» (журнал «Дружба народов»); Драгунский Денис – роман «Подлинная жизнь Дениса Кораблёва» (АСТ, РЕШ); Илишкина Наталья – роман «Улан Далай» (АСТ, РЕШ); Прилепин Захар – сборник рассказов «Собаки и другие люди» (АСТ); Тарковский Михаил – художественные воспоминания «42-й до востребования» (Вече); Шемякин Михаил – автобиография «Моя жизнь: до изгнания» (АСТ, РЕШ); Штапич Мршавко – роман «Устойчивое развитие» (Городец); Шульпяков Глеб – биография «Батюшков не болен» (АСТ, РЕШ). Победители будут награждены на церемонии в Москве в первой половине декабря.

 

РЕЙТИНГИ, ОПРОСЫ И ДРУГИЕ НОВОСТИ

— В рейтинге самых ожидаемых новинок лета уверенно лидируют фантастика и фэнтези, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные предзаказов крупнейшей в России книжной сети «Читай-город – Буквоед» и собственного интернет-магазина сети Book24. Как следует из рейтинга за май 2024 г., книги в фантастическом жанре составляют 41% от общего числа предзаказов. 15% приходится на романтическую прозу, 14% – на нон-фикшн, 8% – детективы, а предзаказы детской литературы составили 2%.

— Накануне 225-летия Пушкина «Эксмо-АСТ» и «Читай-город — Буквоед» решили выяснить, что составляет основу культурного кода россиян в литературе. В категории «Любимое произведение Александра Пушина» первое место занял «Евгений Онегин»; в категории «Самая важная детская книга» Александр Волков, «Волшебник Изумрудного города»; «Лучшим образом сына в литературе» назвали Петра Гринева из «Капитанской дочки»; мать в творчестве Есенина заняла первое место в категория «Образ матери, который отражает важные родительские черты»; самой популярной народной сказкой стала «Царевна-лягушка», а самым жутким персонажем в фольклоре и литературе признан Вий.

В категории «Главный литературный и фольклорный воин и защитник» всех опередил Илья Муромец, «Главным литературным хитрецом» стал Остап Бендер; самой счастливой романтической парой названы Ассоль и Грэй из «Алых парусов». «Лучшим попутчиком среди писателей» большинство участников опроса назвали Аркадия и Бориса Стругацких.

— Киноканал «Русский Детектив» выяснил, какие авторы остросюжетного жанра наиболее популярны сейчас. Лидер топа — израильский автор детективных триллеров Майк Омер. Второе место занимает Жоэль Диккер. На третьей строчке — писательница Елена Михалкова. Александра Маринина занимает в абсолютном топе четвертую позицию. Замыкает первую пятерку классик, английский писатель Уилки Коллинз.

— «Газпром-Медиа Холдинг» совместно с деятелями культуры проводят исследование образа главного героя в отечественном кинематографе. По словам главы холдинга Жарова, первый тип героя, наиболее популярный у российских зрителей — это «везунчик». Вторым типом является «перевоспитанный человек». Третьим — «герой поневоле» (к фильмам с такими героями Жаров отнес, в частности, картины о СВО).

Тем временем писатель Сергей Лукьяненко, киностудия «Союзмультфильм» и онлайн-кинотеатр Okko совместно работают над медиафраншизой на основе оригинальной вселенной русских супергероев. «Вселенную русских супергероев» Лукьяненко разработал с соавтором, писателем-фантастом Сергеем Волковым.

— Воронежская область заняла первое место среди регионов РФ по интересу к русской классической литературе. Таковы данные исследования книжного сервиса «Литрес». На втором месте оказались Петербург и Ленобласть. Бронза у республики Башкортостан.

— Доходы российских театров от зарубежных гастролей в 2023 году выросли втрое. Эксперты объясняют это «низкой базой» и выступлениями артистов в СНГ. В России спрос на театры тоже растет, хотя публика и опасается массовых мероприятий, пишет РБК. «Ведомости» отмечают, что численность зрителей собственных мероприятий в российских театрах в 2023 г. впервые превысила допандемийный уровень. Однако «Коммерсант» отмечает, что продажи театральных билетов в России падают на 9–25% на фоне общего роста рынка развлечений на 10–15%.

Посещаемость кинотеатров, упавшая после решения отказаться от «параллельного проката» западных блокбастеров для продвижения российского кино, так и не смогла восстановиться, пишет «Коммерсант». Кинотеатры ожидают падения выручки в мае на 20–25% год к году и «почти пустого» лета. Отечественное кино «не приносит ожидаемую кассу, говорится в публикации.

— Московским театрам поменяли руководителей. Новым директором «Современника» станет Владимир Машков с сохранением поста худрука «Табакерки». Худруком Московского академического театра сатиры будет Евгений Герасимов (сохраняет пост худрука Театра на Малой Ордынке). Худруком театра Романа Виктюка станет Константин Богомолов (сохраняет пост худрука Театра на Малой Бронной).

Помимо этого, департамент культуры города Москвы принял решение о присоединении сцены на Новослободской бывшего Центра имени Всеволода Мейерхольда к Московскому еврейскому театру «Шалом». Московский театр кукол объединят с Московским открытым театром кукол, перешедшим под управление столицы в начале этого года.

Министр культуры Ольга Любимова объявила, что кадровых перестановок в федеральных театрах, в отличие от московских, не будет.

— Алексей Франдетти уходит с должности главного режиссера театра «Ленком Марка Захарова». Он сообщил, что его дальнейшая деятельность будет связана с Театром эстрады. Спектакль «Кабаре Пушкин» режиссер назвал своим прощанием с «Ленкомом». Вопрос о том, будет ли у театра «Ленком Марка Захарова» новый главный режиссер, решит руководство Москвы, сообщил ТАСС директор театра Марк Варшавер.

— Худрук Театра Наций Евгений Миронов заговорил о дефиците театральных режиссеров в России. Он считает, что ограничения мешают им выразить свое личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в «больших художников», полагает Миронов.

— Режиссер Константин Богомолов призвал «не оглядываться» на эмигрантов и заявил, что не испытывает к уехавшим ничего, кроме «некоторой брезгливости». «Мне абсолютно все равно, что произойдет с Андреем Макаревичем или с кем-то еще из этих людей. У меня нет ничего по отношению к ним, кроме как некоторой брезгливости, когда они позволяют себе какие-то агрессивные выпады против своей собственной страны. Лишать их чего-то или нет — пусть решает государство», — сказал он РИА.

— Александр Безбородов в этом году покинет должность ректора РГГУ, пишут «Ведомости» со ссылкой на четыре источника. Политолог Макаркин предположил, что это связано с позицией Безбородова по ситуации с Высшей политической школой им. Ивана Ильина. Сам Безбородов подтвердил ТАСС свой возможный уход с поста в ноябре по истечении срочного контракта и достижении возраста 70 лет.

— «Эксмо-АСТ» планирует расширить формат питчингов и распространить их не только на киносериальные проекты, но также на видеоигры и театральные постановки, рассказал «Ведомостям» гендиректор издательства «Эксмо» Евгений Капьев.

— Любимова утверждает, что зарубежные коллеги «скучают по России» и хотят приехать при первой возможности. «Очень часто мы слышим: «Мы так скучаем. Мы хотим приехать. Мы очень любим Санкт-Петербургский культурный форум, но пока нет возможности приехать. При первой возможности приедем», — заявила она РИА новости на полях ПМЭФ.

— Любимова не видит необходимости вводить дополнительные меры для борьбы с «пиратством». Она уверяет, что за возможность показывать российское кино все «готовы биться до последнего». «Действующее законодательство позволяет регулировать ситуацию с прокатом, у нас нет необходимости дополнительно что-то вводить», — заявила она в интервью «Интерфаксу».

Кроме того, министр уверена, что отечественная культура остается востребованной за рубежом, а отказываться от нее хочет лишь «небольшая часть элит Запада».

 

 


bottom of page